В газете «Коммерсантъ» неофициальная информация о планах российского правительства обязать иностранные IT-компании с аудиторией более 100–500 тыс. пользователей на территории России регистрировать дочерние предприятия и платить налоги. Якобы под эти требования должен был попасть и популярный сайт по бронированию туристических услуг — Booking.com. Как известно, эта компания зарегистрирована в Амстердаме.
Вполне логично, что позже появились и обсуждения этой информации. Газета ТурДом со ссылкой на руководителя туроператорской компании «Свой ТС», сообщает, что такая новость может действительно стать полезной для российского туристического бизнеса. Сейчас тот же сайт Booking.com имеет в России свое представительство, но речь не идёт о хозяйственной деятельности. Соответственно и все налоги получают Нидерланды, а не Россия. Это хороший кусок пирога, который уходит от российского бюджета. В теории, такая инициатива действительно могла бы быть полезной для туризма, так как появились бы средства на развитие инфраструктуры и продвижение на международном рынке.Но не всё так просто, как может показаться. Не исключено, что дополнительные требования для агрегаторов выльются на конечного потребителя. Сайт просто поднимет стоимость своих услуг. Если отели будут платить большую комиссию, то эти растраты будут частично переложены на плечи клиентов. По-другому не было некогда. Не будет предприятие урезать свой доход. Но вот параллельно есть опыт Турции, которая показала, как нужно бороться с подобными сайтами. Booking давно уже зарегистрировал юридическое лицо и спокойно платит налоги в государственный бюджет. И при этом стоимость размещения не изменилась никоим образом. Просто налог на добавленную стоимость начали платить в бюджет Турции, а не в бюджет Нидерландов. Если эти слухи станут реальностью, то российские и зарубежные компании получат равные условия работы.