Наконец обнаруживается захоронение, надгробие которого увенчано фигурой быка, виденной при посещении музея Керамикос. Гипсовая копия установлена на могиле Дионисия, которая датирована 315 годом до нашей эры, то есть похоронен он был уже после отмены упомянутого ранее запрета.
Это надгробие составное, включает высокую стенку со скульптурой наверху и хорошо сохранившийся наиск. Скульптуры внутри наиска либо не было изначально, либо она была утрачена позднее. Поодаль можно видеть изображение собаки, украшающее надгробие хозяина. Здесь скульптура расположена на горизонтальной плите на уровне поверхности могилы.
Квартал Керамикос
В крепостной стене, окружавшей Афины, имелись пятнадцать ворот, главными были Дипилонские ворота. Главные и Священные ворота были больше остальных по размеру и устроены в глубине стен. В северо-западном направлении от Диплонских ворот по тракту, называвшемуся «дромос» (в переводе «дорога»), можно было попасть в академию Платона, если двигаться в юго-восточном направлении, то — дойти до Агоры и Парфенона.
С противоположной стороны от города возле Диплонских ворот находились три алтаря — Зевса, Гермеса и Акамаса. С городской стороны располагался дом-фонтан, предназначение которого в жарком климате более, чем очевидно.
Юго – восточная часть территории археологического парка на месте раскопок скрывала одно из самых ранних городских строений Афин, культовый Помпейон. Здесь проходили торжественные жертвоприношения в честь древних соревнований атлетов – Панафинейских игр, которые были предшественниками Олимпиад.
Отсюда же отправлялась процессия к старейшему храму, здесь же хранились принадлежности для шествия. Просторное по меркам прошедших эпох здание было частью крепостных стен города, располагаясь посередине между двумя афинскими воротами. Обнаруженные развалины Помпейона тщательно расчищены и законсервированы, чтобы сохранить древние реликвии для следующих поколений.
Масштабная панорама места раскопок демонстрирует размах работ, проведенных археологами не только на местах захоронений. За городской стеной располагались жилые постройки и общественные здания одного из старейших афинских районов, планировка которого проступила после снятия позднейших почвенных наслоений.
Фундаментам и стенам древних строений присуща прямолинейность и геометрическая правильность, обеспечивающая понятность контуров зданий и помещений внутри них. Совсем рядом с вскрытыми руинами расположена современная городская застройка, представленная строениями разной этажности, отделенными от раскопок негустым рядом насаждений.
Более близкое рассмотрение отдельных фрагментов раскопанных строений позволяет получить представление о строительных материалах, используемых древними греками при их возведении. Основные массивы простой прямой кладки сложены из крупных каменных блоков, внешний вид которых мало меняется с течением времени.
Достаточно пористая структура горной породы позволяет предположить, что этот камень неплохо обрабатывается, и в тоже время достаточно прочен. Фигурные элементы представлены арочным перекрытием, сложенным из обожженных глиняных кирпичей. Получение криволинейной поверхности стало возможным с использованием клиновидных кирпичей, формирующих арку и предохраняющих отдельные кирпичи от выпадения из рядов.
Противоположная, северо – западная часть раскопок граничит с уже упомянутой в обзоре церковью Святой Троицы, это самое большое здание Афин средневековой постройки. Основан храм в XI веке на месте бывших римских бань, несколько раз повреждался и перестраивался, но сохранился до наших дней.
В середине XIX века здание было выкуплено российским правительством для размещения посольского храма, а после революции церковь стали опекать обосновавшиеся в Греции россияне. На церковном кладбище в числе прочих захоронений размещена могила русского посланника, потомка уральских заводчиков Демидовых. Сейчас храм в составе местной епархии, но официально является приходской церковью выходцев из России.
Производство археологических раскопок в районе некрополя Керамикос продолжается и в наше время, но по известным причинам устойчивого стабильного финансирования работ не обеспечивается. Для предотвращения возможного ущерба историческим ценностям над вскрытыми участками территории устанавливаются защитные навесы.
Под ними складируются извлеченные при раскопках находки из разряда строительных материалов древности, не требующих музейного содержания. Здесь можно осмотреть свежие экспонаты, подробно оценить их состояние и внешний вид. Убираются навесы только после выполнения мероприятий по консервации, гарантирующих сохранность изделий.
Впрочем, самые крупногабаритные и массивные каменные глыбы остаются на своем месте, под открытым небом. Постепенно в промежутках между ними накапливаются почвенные частицы, прорастают одуванчики и маки. Простая красота новой поросли оживляет старинное кладбище Керамикос, радуя посетителей археологического парка наравне с исторически бесценными достопримечательностями.