Ростуризм уже подключил поставщиков туристического продукта к тестированию «электронной путевки», которая начнет работать в полную силу уже в начале следующего года. По мнению экспертов туристической отрасли, невозможно протестировать все аспекты сервиса за столь короткий период. Вполне вероятно, что ошибки будут давать о себе знать и во время активного использования электронной путевки.
Второй вопрос, который тревожит наблюдателей – будет ли на самом деле этот сервис защищать туристов. Изначально чиновники утверждали, что именно защита потребителя является главной целью нововведения. То, что туристические фирмы получат дополнительную головную боль – ясно всем. Также работа настигнет и профильные ведомства, которые могут не успевать в связи с этим решать более глобальные проблемы.
Инсайдеры не дремлют и согласно их информации, вероятно введения платы за использования электронной путевки. Естественно, плата будет взиматься с компаний, которые ее используют. Наблюдатели несколько удивлены, так как изначально было иное предназначение данного документа. Ростуризм сообщал, что электронная путевка должна будет располагать данными от туристических фирм об их деятельности вокруг каждого тура.
Туристы рассчитывали, что с появлением электронной путевки можно будет не переживать насчет финансового обеспечения поставщика туристического продукта. Квитанция электронной путевки должна стать важным документом для обращения в «Турпомощь» в случае возникновения конфликтных ситуаций. В целом, Ростуризм как раз это и обещает, только представители туристического бизнеса с высказываниями не согласны категорически. По словам генерального директора туроператора «Ванд» Т. Ванд, она не считает большим благом введение данного проекта, так как главная проблема так и останется нерешенной. Если кто-то захочет обмануть путешественника, то электронная путевка его не остановит.
Т. Ванд сообщает, что изначальным предназначением электронной путевки была возможность оперативно подсчитать туристов, которые не смогли добраться домой в результате ЧП (например, при банкротстве авиакомпании). Также сразу можно предоставить информацию о тех туристах, которые только собираются лететь на отдых. Даже если рассматривать документ только для этой цели – все равно найдутся изъяны. Информация о туристах, которые пострадали или могут пострадать от действий той же авиакомпании доступна и через поставщиков туристических услуг, которые занимались организацией туров, уточняет Ванд. Не стоит оставлять без внимания и тот факт, что с начала разработки проекта уже прошло немало времени, а туристический рынок постоянно меняется.
Приблизительно 20-50% туристов занимаются организацией туров самостоятельно. Они не обращаются за комплексным предоставлением услуг, а только за частичным. Электронная путевка не будет охватывать эту категорию, потому регулятор не сможет получить о ней информации. Именно потому Татьяна уверена, что электронная путевка является очередным нововведением чиновников, которое никак не защитит туристов от потенциальных проблем. Потребителям важно понимать, что в случае ЧП их точно вернут домой или компенсируют растраты. Данные, которые будут включены в сервис, к этой цели имеют только косвенное отношение.
По мнению А. Мкртчяна, на тестирование сервиса нужно выделить больше времени. Кроме этого, необходимо привлечь больше субъектов, иначе пользы от него не будет. Несколько месяцев – это не срок для проверки столь важного сервиса. По его мнению, надо выделить, как минимум, около года, а то и больше. Сигналом о том, что тестирование закончилось успешно должно стать отсутствие вопросов у подавляющего большинства участников теста. Когда будет налажена работа каждого раздела, считают работу завершенной. Иначе, можно привлечь слишком много проблем.
В том варианте, который на данный момент тестируют туристические фирмы, есть много недостатков. Никак не могут решить вопрос о том, будет ли указываться «чистая» стоимость путевки. По мнению большинства – эта информация должна быть тайной. Посетители ресторанов ведь не интересуются, сколько было потрачено на продукты, из которых им блюдо приготовили. Это примерно то же самое. Сколько прибыли получает владелец кафе или магазина не знает никто, а вот в случае с туроператорами всем стало интересно. Раскрытие коммерческой тайны может быть полезно не только потребителю, но и конкурентам фирмы, что уже не так безопасно, считают эксперты.