Туроператор «Черное море» был вынужден по решению суда оплатить больше 110 тысяч рублей туристке, которая попала в ДТП по дороге в аэропорт. Ситуация возникла на территории Туниса. Юристы отмечают, что такие дела рассматриваются в судебном порядке достаточно часто и некоторые из них для туроператоров оборачиваются финансовыми потерями.
Естественно, в такой ситуации возникает вопрос, как можно защитится от подобных ситуаций компаниям? Полностью обезопасить себя не выйдет, можно только частично уменьшить риски, если в туристические пакеты включить более расширенный вариант страховки. Только не каждый турист захочет платить больше.
Туристка, которая обратилась в суд, отдыхала на территории Туниса в период с 20 по 30 сентября. Ее отдых прошел нормально, за исключением некоторых деталей. В последний день, когда она уже ехала в аэропорт на организованном туроператором транспортном средстве, случилось дорожно-транспортное происшествие. Большой грузовой автомобиль столкнулся с микроавтобусом, в котором и ехала пострадавшая туристка. В аварии клиентка получила ушибы, ранение правой руки и обеих ног. Дальше следовать в аэропорт она не могла и была доставлена в одну из клиник Сусса. В клинике туристка смогла получить только первую помощь, так как дальнейшее лечение не предусматривалось ее вариантом страховки. Естественно, можно было самостоятельно оплатить лечение. В таком случае сутки в больнице обошлись бы женщине в 125 долларов.
Клиентка не имела средств на дальнейшее пребывание в больнице, потому была доставлена в гостиницу. Несколько дней понадобилось поставщику туристических услуг, чтобы организовать вывоз пострадавшей туристки из гостиницы и еще один трансфер в аэропорт. В пресс-службе суда объяснили, что на тот момент не удалось найти возможности отправить туристку в Калининград прямым рейсом, потому ей пришлось лететь с пересадкой в Москве.
Как только туристка добралась домой, сразу обратилась к туроператору с претензиями. Туроператор принял решение о том, что должен возместить пострадавшей расходы на трансфер в размере 192 рублей, на провоз багажа — 2 тыс. рублей и на лечение — немногим больше 12 тыс. рублей. Сразу же ей была предложена и компенсация морального вреда в размере 10 тысяч рублей. По мнению истицы, эта сумма и близко не покрывала все расходы и моральный вред.
Единственный выход, который видела пострадавшая клиентка — обратится в суд. Как оказалось, обращение в суд было правильным решением в данной ситуации. Только так удалось доказать, что туроператор должен нести предусмотренную действующим законодательством РФ ответственность перед клиентом за то, что услуга не была выполнена или предоставлена ненадлежащим образом. Это указывается в договоре о реализации туристского продукта.
Истица в суде доказала, что компания, которая занималась организацией отдыха в Тунисе, оказала некачественную услугу трансфера. Именно потому она не смогла вовремя прибыть в аэропорт и не успела на свой рейс. Что касается взыскания затрат на лечение с поставщика туристических услуг, их компенсации добиться не удалось, так как клиентка оформляла договор добровольного страхования и должна требовать деньги именно со страховой компании. Пока неизвестно, будет ли истица обращаться еще и в страховую компанию.
А теперь к цифрам
По решению районного суда Калининградской области туристка получила компенсацию морального вреда в размере 70 тысяч рублей. Также «Черное море» обязали выплатить штраф 35 тысяч рублей, стоимость трансфера и провоза багажа — 2 192 рубля. Перевод и нотариальное заверение документов пришлось тоже компенсировать туроператору. Итоговая сумма всех компенсаций — 111 822 рубля.
Согласно информации, которую удалось получить от А. Байбородина, директора юркомпании «Байбородин и партнеры», подобная судебная практика является неоднозначной. Эксперт напоминает, что каждый случай индивидуален и позиция поставщиков туристической услуги, как правило, основана на том, что турист получил качественную услугу. Никто не хочет платить за ошибки со своего кармана, потому многие пытаются переложить ответственность за нанесенный вред на владельцев транспортных средств, которые попали в ДТП. Опираются, в основном на ст. 9 ФЗ «Об основах туристской деятельности», согласно которой туроператор не отвечает за те случаи, когда законом предусмотрена ответственность иных участников.
Бывают случаи, когда туристическая компания доказывает, что в ДТП виновен не водитель принимающей стороны, а другой участник ДТП. Байбородин сообщил, что на его практике были случаи, когда в суде оправдали компанию именно на основании вышеуказанной статьи, несмотря на то, что турист сообщил об отсутствии ремней безопасности и т.д.
Если турист собирается обращаться в суд, он должен понимать, что может также строить свое обвинение на той же статье 9, которая указывает, что туроператор отвечает за услугу, которую предоставляет. Трансфер ведь входит в список услуг, которые оказываются в составе туристического пакета. Если данная услуга была оказана с нарушением требований, туроператор должен нести ответственность.
Как вы считаете, должен ли нести ответственность туроператор за подобного рода ДТП?