Российские туристы в этом году проявляют интерес к экскурсионным турам в Беларусь. Желающих осмотреть достопримечательности даже больше, чем было в прошлом году. Что касается санаторно-курортного сектора — позиции уже не столь крепкие. 2-3 года назад Беларусь принимала большее количество российских туристов, которые ехали на оздоровление.
Генеральный директор компании «Солвекс» сообщает, что общий туристический поток в Беларусь держится на уровне 2016 года только благодаря тому, что увеличивается количество экскурсионных туристов. Есть еще некоторая часть деловых и корпоративных выездов.
Российские туристы больше всего внимания уделяют Минской области. Много туров продавалось с посещением объектов вокруг озера Нарыч. На втором месте находятся Могилевская и Витебская области. Раньше почетное второе место занимала Брестская область, но в этом году отошла на третью ступень.
Людмила Сысойкина уточнила, что культурно-познавательный туризм в наше время набирает обороты. Она считает, что санаторно-лечебный сектор начал отставать в принятии туристического потока из-за стоимости. Белорусские санатории и раньше не относились к бюджетной категории, а когда ввели еще курортный сбор в размере 5% от стоимости путевки — туристов стало гораздо меньше. За аналогичную стоимость можно выбрать хороший курорт на территории другой страны.
Такого же мнения и в минской компании «Западный тракт». Гендиректор Филипп Гулый сообщает, что меньше российских туристов в этом году решили поехать на лечение в Беларусь. Он считает, что ситуация во много схожа с Крымом. Лечебницы, интересующегося ранним бронированием туриста упустили, так как не снизили вовремя стоимость. Чтобы летом был стабильный клиент, надо регулировать цены еще зимой. Даже в апреле-мае было много свободных мест, что не является нормой для данного сегмента.
Есть еще один момент: очень много белорусских здравниц не указывают в туристических пакетах о дополнительных услугах и их стоимости. Выходит, что турист покупает себе оздоровительный отдых, приезжает на место и выявляет, что те услуги, на которые он рассчитывал — платные. Естественно, такая ситуация приводит к конфликтам и отрицательным отзывам. Информацию о доплатах нужно размещать в самом пакете.
Куда едут туристы?
Экскурсионный продукт пользуется хорошим спросом. В начале 2017 года продажи шли на уровне прошлого года, но в июле-августе выросли примерно на 7-8%. Туристы стали больше покупать выезды на 5-7 дней, в то время как туры выходного дня немного сбавили обороты. Российские туристы начали исследовать и отдаленные регионы Беларуси, что раньше было редкостью. Также есть смысл предлагать вело туры и прогулки на лодках.
Увеличилось и количество промышленных экскурсий. Несколько российских туристических фирм стали предлагать туристам посещение регулярных сборных экскурсий на завод Белаз. Эта экскурсия показывает, как производится самосвал особо большой грузоподъемности. Желающих посетить завод достаточно много. Ждать долго сбора группы не приходится.
Согласен со своим коллегой и И. Кострикин, директор компании «Магазин путешествий». Он уточнил, что белорусы очень часто представляют новые экскурсионные программы. Много шума подняла, в том числе и экскурсия на завод Белаз. Турпоездки в Белоруссию в 2017 году выросли примерно на 10-15% в их фирме.
Россияне начали ездить не только на летний отдых, но и в новогодний период, когда дети на каникулах. Кострикин считает, что туристический поток стал расти, в том числе и потому, что появилось большое количество принимающих операторов. Партнеры стали идти на уступки, придумывают акции и скидки.
Филипп Гулый решил напомнить об активизации межрегионального туризма. Только в июне авиакомпания «Белавиа» смогла наладить воздушное сообщение между Нижним Новгородом и Минском. Данный маршрут не выполнялся еще с советского времени. Есть перспектива запуска рейсов между Ростовом-на-Дону и Минском. Рейсы будет выполнять та же авиакомпания. Туристический поток начнет расти и в Россию, так как белорусский турист интересуется ее достопримечательностями. Перевозчик «Ямал» должен поставить с Екатеринбурга рейсы в Минск уже с середины октября.