В последних числах прошлого месяца в России был осуществлен первый банковский платеж, с использованием технологий блокчейна. Выводы о том, что данная технология стремительно набирает обороты можно на основании того, сколько требуется специалистов по блокчейну на сайтах по поиску работы. Примерно такое же количество ферм по добыче криптовалют предлагается к продаже. На фоне вспыхнувшего ажиотажа вокруг появления новой валюты эксперты решили проверить, готов ли турбизнес включиться в новый тренд. Суть эксперимента заключалась в том, что «турист» пытался расплатиться биткоинами за отдых.
Как и прогнозировались, некоторые турагенты даже и не слышали о том, что такое биткоин, потому разговора об оплате ими быть не может. В «Меридиан Тур» только со второго раза поняли, о чем идет речь, ошибочно приняв биткоины за «бетховены». Представители «Амбитур» пытались помочь тайному клиенту с поисками того, кто сможет принять к оплате биткоины, но оказалось, что среди их партнеров пока нет таковых. Более того, в ближайшем будущем никто и думать не собирается о введении такой возможности.
Единственная компания, кто согласился принять оплату в криптовалюте, это Enjoy. Mice and Travel Company. Главный нюанс, в котором пока заключается проблема оплаты таким способом — отсутствие ее доказательства. Предоставить отчетные документы представители компании не могут, но обещают у себя факт оплаты зафиксировать. То есть, финансовые операции будут проходить на «добром слове». Результат опроса показывает, что только одна компания готова работать с криптовалютой.
Такие результаты не означают, что в России никто не знает о существовании биткоинов. Несмотря на осторожность чиновников в данном вопросе, все больше компаний присоединяются к новому тренду, а некоторые уже давно и благополучно предлагают его своим клиентам. Пример можно навести на юридической фирме Legal Prime GS Consulting — онлайн-сервисе вызова водителей Wheely, который уже 3 года предлагает своим клиентам расплатиться биткоинами.
Новая валюта нашла свое применение и в столичных заведениях общепита, таких как «Пивотека 465», IT-бар «Ключ», ресторан Valenok. Кроме этого, такие заведения, как LavkaLavka и Burger King даже свои криптовалюты начали предлагать — вопперкоин, биокоин. Медленно, но уверенно начали расширять свои возможности и региональные заведения. Ресторан «Ростов-папа», что в Ростове-на-Дону обзавелся кошельком криптовалюты. Есть даже специальная карта, позволяющая посмотреть, где можно оплатить услугу или товар с помощью новых денег.
О более активном распространении пока говорить рано, так как криптовалюты никак не регулируются действующим законодательством РФ. Юристы объясняют, что сам биткоин хоть и является имуществом, но к налогообложению не имеет никакого отношения. Только в том случае, если он будет переведен в национальную или иностранную валюту и поступит на счет юридического или физического лица, придется вычислить подоходный налог. Согласно информации ФНС, на данный момент хоть и нет запрета на проведение операций с использованием криптовалют, но это не означает, что их обмен может свободно осуществляться. Компании, которые начнут предлагать услуги по обмену могут быть признаны участниками отмывания денег и финансирования терроризма. Именно потому компании, которые начали принимать криптовалюту проверяются прокуратурой.
Из любой ситуации можно найти выход, особенно если дело касается выгоды. К ресторану LavkaLavka, например, вопросов нет, так как они сами оплачивают счет клиента на сумму, эквивалентную поступившей в криптовалюте. Чек заносится в маркетинговые расходы. Точно так может действовать и любая другая компания.
Напомним, что в скором будущем криптовалюты могут быть закреплены на законодательном уровне в России, так как есть соответствующее поручение президента. На сегодняшний день уже имеется первый законопроект, который предусматривает создание «крипторубля». По правде, пока этот проект находится в предложениях экспертного сообщества, но рано или поздно Госдума его рассмотрит.
Эксперты уверены, что процветание бизнеса зависит, в том числе и от того, насколько он может соответствовать новым веяниям. Запросы клиентов должны быть удовлетворены, иначе клиенты перейдут к конкурентам. Продажа туров за биткоины должна стать примером того, как следует развивать свои возможности.
Как думаете, нужна ли туристическому бизнесу возможность работать с биткоином?