Минтрансом были направлены на регистрацию в Минюст нашумевшие поправки в ФАП, которые устанавливают новые нормы провоза ручной клади. Когда первоначальная версия поступила в обсуждение, против нее проголосовали 98% пользователей портала проектов нормативных актов. Именно потому разработчикам пришлось практически перерабатывать правила.
Несмотря на то, что были учтены мнения многих экспертов, нововведения, которые должны вступить в силу уже через несколько недель, отменяют некоторую часть имеющихся на данный момент гарантий относительно бесплатного провоза чемоданов.
Что доработали в новой версии?
Говорить о том, что проект имеет много изменений, не приходится. Основной поправкой можно назвать внесение в список обязательных к бесплатному провозу предметов в салоне самолета те товары, которые пассажиры приобрели в магазинах DutyFree. При этом купленный товар обязательно должен быть упакован в запечатанный пластиковый пакет. Это можно считать положительным изменением, которое играет не только в пользу пассажиров, но и в пользу самих магазинов. Но, есть маленький нюанс, который является той самой ложкой дегтя. Нововведения позволяют брать с собой только покупки из магазинов DutyFree, а вот те товары, которые не запечатываются — под запретом. Сюда входит пресса, сувениры, мелкая парфюмерия и многое другое.
Следующий момент: магазины DutyFree отсутствуют во внутренних секторах. Выходит, что нововведение касается только международных отправлений. Не стоит исключать возможность толкования данного пункта конкретным перевозчиком расширительно, тогда может быть разрешено провозить любые аэропортовые покупки. Это, естественно, не отменяет право перевозчика выполнять закон буквально.
Список предметов, которые пассажир имеет право взять на борт без оплаты, также пополнился букетом цветов. Это изменение не стоит называть жизненно необходимым, потому что пассажиры очень редко предпочитают везти с собой букет. Как правило, это атрибут присутствующий у встречающего в аэропорту, а не у того, кто летит. Но, все же конфликты бывали. Перевозчику «Победа» удалось даже суд проиграть в связи с необоснованным запретом провоза букета пассажиром. Наверное, некоторым такая возможность все же пригодится.
Норма провоза увеличилась?
Насчет бесплатной нормы — добавлять ее не стали. Как и в прежней версии, можно провезти с собой только 5 килограмм. Но, перевозчик может разрешить перевозить больше. К сожалению пассажиров, авиакомпании получили право самостоятельно определять габариты ручной клади. Это означает, что теперь законно могут быть введены абсурдные варианты. Это правило на практике уже использовала «Победа», введя ограничение в размере рамками 36см×30см×27см. Эти измерения можно разве что к рюкзакам применить.
Наблюдатели считают, что и сама норма в 5 килограмм весьма сомнительная. Большая часть туристов перевозят с собой гораздо больше. По сути, такая норма может спровоцировать авиакомпании заставлять своих клиентов сдавать вещи в багаж за дополнительную плату. Если норма будет воспринята буквально, перевозчик получит право исключить чемодан cabin size, который есть почти у каждого туриста. Почему? Потому что любой их них будет весить больше 5 килограмм вместе с содержимым.
Сейчас можно говорить о том, что норма в 5 килограмм используется не только «Победой», но и многими другими авиакомпаниями, такими как «Уральские авиалинии», Rusline, а также «Россия» (только на своих рейсах). Также некоторые чартерные перевозчики решили ввести данную норму. Если новая версия ФАП станет действовать в нынешнем виде, несуразная норма может быть принята еще большим количеством перевозчиков.
Что будет, если багаж не вместился в норму?
Новый вариант ФАП вообще не предусматривает возможность оплаты ручной клади. Все, что в ручной клади оказалось лишним, клиент авиакомпании должен сдать в багаж. Иного выхода нет. Опять-таки неизвестно, что будут предпринимать перевозчики в том случае, если превышение ручной клади по весу выяснится у входа на посадку, когда весь багаж уже сдан, и добавить ничего не выйдет. Текст проекта наталкивает на мысль, что есть 2 выхода из ситуации — просто выбросить лишнее, потому что на борт брать нельзя или же сдать в багаж перед посадкой за дополнительную плату.
Что решили насчет рюкзака?
Сказать точно, сможет ли турист бесплатно провезти рюкзак нельзя. В новой версии списка бесплатно провозимых предметов есть рюкзак. Но, есть и нюанс. Перевозчик имеет право сам установить габариты рюкзака, который он готов взять на борт без дополнительной платы. Проще говоря, авиакомпания может написать, что берет рюкзак размерами 5х5х5 сантиметров и это не будет нарушением действующего законодательства. В такой ситуации бесплатно никакой рюкзак никуда не полетит.
Выходит, что в нынешнем виде это разрешение не имеет силы и оставляет важный для многих вопрос открытым. Чтобы этот пункт был значимым, следовало бы установить хоть какие-то нормы, будь-то вес или габариты. Кроме этого, нововведения не обязывают перевозчика определять габариты бесплатно провозимого рюкзака. Можно сделать вид, что его просто не существует.
Что еще вошло в список?
Помимо покупок из магазинов беспошлинной торговли и букетов, в списке оказалась верхняя одежда и вещи, которые необходимы пассажиру по медпоказаниям. К слову, это присутствовало и в предыдущей версии. Также разрешено взять с собой дамскую сумочку или портфель. Размеры этих предметов, как и раньше не лимитируются. Если пассажир берет с собой рюкзак, то автоматически лишается права брать сумку и наоборот. Также ограничения не коснулись детского питания, костылей, складного кресла-коляски, костюма в портпледе и детской люльки. Но, относительно детской люльки, перевозчик может лимитировать ее габариты и вес и отказать в бесплатной перевозке, если она не соответствует.
Что решили исключить?
К сожалению, в список так и не вернули электронику, к которой относятся и телефоны, ноутбуки, видеокамеры и фотоаппараты. Пассажиры, являющиеся профессиональными видеооператорами, будут не слишком рады. Запрет получили еще некоторые вещи, такие как папка для бумаг и зонтик. Минтранс считает, что все это можно без проблем уместить в портфель или дамскую сумочку. Напрашивается вопрос, какой должна быть дамская сумочка, чтобы уместить в нее зонтик-трость?
Также есть проблема с электроникой. Чтобы перевозить ее в самолете, большая часть туристов использует компьютерные сумки. Но, бесплатно можно везти только портфель и пока непонятно, отнесут ли к таковым и сумки для ноутбуков. Уже сейчас можно говорить о том, что закон можно трактовать двояко, что станет основой для конфликтов.
Что решили со сдаваемым багажом?
Новая версия правил гласит, что пассажир должен заранее ставить в известность перевозчика, если собирается везти багаж весом более 30 кг. Ранее общепринятым лимитом было 32 кг. Минтранс сообщает, что собственный лимит понадобился в связи с установленными законодательством санитарными нормами.
В остальном нововведения просто напоминают о новой формулировке Воздушного кодекса, которая должна вступить в силу совсем скоро. Согласно новым правилам Воздушного кодекса, минимальной бесплатной нормой провоза багажа является 10 килограмм. Но, распространяется эта норма только на билет с возможностью возврата. Перевозчик имеет право установить более высокую норму и при невозвратном билете, но будут ли это делать — неизвестно. В целом пункт можно считать чисто техническим, так как Воздушный кодекс выше ФАП.
Как обстоят дела с суммированием?
Формулировки решили улучшить еще во время рассматривания прошлой версии. Суммирование норм будет распространяться не только на бесплатные нормы, но и на платные. Проще говоря, два пассажира, которые летят вместе, могут сдать две сумки — одну на 30 кг, а вторую на 15 при норме 23 кг. Разница может отличаться, но максимальный вес не должен превышать 30 килограммов.
Пока не урегулировали вопрос о суммировании веса багажа пассажира, который наделен правом провоза 2 и более мест. Как правило, увеличенные нормы получают пассажиры бизнес-класса и программ лояльности. Сейчас некоторые перевозчики не разрешают пассажирам, имеющим право на провоз 2 мест по 23 кг сдавать одно весом 30 кг, а другое, к примеру, 15 кг. К сожалению, в новом тексте поправок эта проблема осталась открытой.
В целом, проект дополнительно включает несущественные мелочи. Такими мелочами можно назвать отмененную бирку «ручная кладь». Отныне сотрудники авиаузлов или представители перевозчиков не обязываются вешать ее на каждый чемодан. Отнести это к большой новости нельзя, так как данный пункт часто просто игнорировали. Отмена бирки просто разрешает это делать на законодательном уровне.
Немного изменили и формулировку, которая касается компенсаций пассажиру за норму платного багажа, которая им не была использована. Сказать что изменения радикальные нельзя. Основная мысль заключается в том, что если клиент купил право на провоз багажа, но по каким-то причинам месте не пригодилось (или пригодилось частично), то пассажир имеет право обратиться за компенсацией, а перевозчик это обращение удовлетворить. Стоит отметить, что это право не распространяется на случаи, когда клиент сами выбирает более высокий тариф, с возможностью провоза большего багажа. Требовать компенсацию можно только в том случае, когда не использовалась именно отдельная покупка места багажа. Закон не покрывает те случаи, когда пассажир приобрел право на провоз 20 килограмм багажа, но провез по факту только 15. Только если перевозчик продает возможность провоза 15 кг багажа, можно обратится за разницей.
Что в итоге получает пассажир?
Минтранс занял позицию, которая очень близка к «Аэрофлоту». Напомним, что именно этот перевозчик активно выступал за изменения ФАП, несмотря на то, что большинство пассажиров против. После вступления в силу новых правил, норма провоза багажа будет зависеть от того, что решит авиакомпания. Если выгодно провозить больше — будут провозить больше, а нет, значит, придется доплачивать. Некоторые авиакомпании беспокоятся о своем имидже, а другие считают законным устанавливать на своих бортах свои правила. Наблюдатели считают положительным моментом разрешение на провоз покупок из магазинов беспошлинной торговли.
Как вы думаете, решится ли вопрос с бесплатным провозом рюкзака? Считаете ли выгодными для себя новые правила?