Храмовый комплекс Пре Руп – идеальный образец классического храма-горы, с четкой планировкой и совершенными пропорциями. Сложенный из латерита и кирпича, Пре Руп особенно прекрасен на рассвете и на закате, когда лучи солнца придают его стенам мягкий красноватый оттенок.
Храм находится к северо-востоку от Сра Сранг и в пятистах метрах южнее Восточного Барая. В наше время вход и выход расположены с восточной стороны. Чтобы подняться на верхнюю террасу, нужно преодолеть крутой подъем по лестнице. С террасы открывается чудесный вид на Пхном Бок и горы Пхном Кулен, а с западной ее части можно разглядеть величественный силуэт Ангкор Вата.
История строительства храма Пре Руп
Пре Руп – индуистский храм, возведенный во второй половине X века королем Кхмерского государства Раджендраварманом II. Храм был посвящен богу Шиве и освящён в 961 году. С 921 по 944 годы в результате политического переворота столица была перенесена из Ангкора в Кох Кер. Придя к власти, Раджендраварман II начал укреплять королевскую власть в стране и вернул столицу в Ангкор. Согласно гипотезе ученых-археологов, для новой столицы он избрал место в окрестностях Восточного Барая, где построил так называемый «Восточный Город».
По приказу Раджендравармана II к востоку от Восточного Барая было заложено несколько храмов, самые знаменитые из которых Восточный Мебон и Пре Руп. Оба храма очень похожи друг на друга, как размерами, так и архитектурой. Впоследствии, Пре Руп, построенный девятью годами позже Восточного Мебона, стал главным государственным храмом.
Благодаря стеле, найденной в ходе восстановительных работ, удалось установить его настоящее название Раджендрабхадрешвара, которое относится и к линге, установленной в то время в центральной башне. Надписи на стеле гласят, что дух Раджендравармана, почитаемого как воплощение самого Шивы, обитает в каменных изваяниях. Согласно стеле, два прасата-башни — центральный и один из угловых — посвящены Шиве, а остальные предкам короля, в которых воплотились особо почитаемые индуистские божества: Харшаварману II — сводному брату Раджендравармана II и его предшественнику на троне в образе Шивы; Джаендрадеви – тете короля по материнской линии в образе Умы; Вишвапуру – предку короля в образе Вишну.
Камбоджийцы считают, что храм использовался для погребальных церемоний членов королевской семьи, но явных доказательств тому не существует. «Пре Руп» дословно переводится как «Поверни тело». Это название, очевидно, связано с ритуалом кремации, в ходе которого праху почившего придавали контуры тела и поворачивали в разных направлениях. Некоторые исследователи считают, что большая каменная цистерна, расположенная у основания восточной лестницы, ведущей к центру храма, использовалась как погребальная урна.
Согласно другой версии, название «Пре Руп» восходит к санскритскому слову «Вишварупа», которое означает «принимающий разные формы» и является одним из эпитетов Вишну и именем знаменитого предка Раджендравармана II.
В начале XX века Пре Руп был полностью поглощен растениями и покрыт почвой. Раскопки и реставрационные работы были начаты в 1930-х годах французскими исследователями Ангкора Жоржем Труве и Анри Маршалем.
Архитектура храма
Пре Руп возвышается над широкой равниной, омываемой Восточным Бараем. Храм возведён из латерита, песчаника и кирпича на искусственной насыпи. Его планировка в форме правильного квадрата включает в себя два пояса ограждений с четырьмя входными башнями-гопурами каждая и трехступенчатую пирамиду, служащими пьедесталом для его центральной части – платформы, на которой находятся пять прасатов, один посередине и четыре по углам.
Пре Руп спроектирован в форме пирамиды, увенчанной пятью башнями в форме лотоса, символизирующей священную гору Меру – обитель индуистских богов. Внешние стены олицетворяют горные цепи, окружающие мифическую вершину, а сам храмовый комплекс представляет собой модель Вселенной, покой которой охраняют каменные стражи-львы. Когда-то внешний пояс ограждений был окружен рвом с водой, что также является традиционной частью архитектурного ансамбля храма-горы и символизирует океан.
Основание Пре Руп
Размер внешнего ограждения – 127 на 116 метров, оно сложено из латеритовых блоков. Во внутреннем дворе за этим ограждением слева и справа от входа находятся две архитектурные группы, каждая из которых состоит из трех прасатов, объединенных общей платформой. В группе, расположенной на севере, отсутствует первая башня. Возможно, ее строительство так и не было начато, или же ее разобрали на кирпичи, чтобы использовать их для других построек. Судя по неоконченным рисункам на элементах строений, они были пристроены к храму в более позднюю эпоху, и работы не были завершены. Единственным готовым элементом является перемычка над входом в южную башню с изображением льва, в образе которого воплотился Вишну, чтобы одержать победу над царем асуров.
Во внутреннем дворе сохранились руины строений, которые, вероятно, служили приютами для паломников.
Следующий пояс ограждений также сделан из латерита. Попасть внутрь можно было с любой стороны через входные гопуры небольшого размера. Здесь можно найти остатки длинных зданий-галерей, украшенных барельефами, с входными вестибюлями из песчаника. В восточной части двора сохранилось несколько колонн из песчаника, в западной – латеритовые стены и окна с балясинами. В северо-восточном углу находится небольшое квадратное здание с открытыми сторонами, назначение которого не удалось установить. Оно построено из больших латеритовых блоков. Неподалеку от этого здания в галерее была найдена стела, рассказывающая об освящении храма.
Библиотеки
Слева и справа от восточной гопуры второго пояса ограждений расположены два здания с высокими башнями – так называемые библиотеки. В них сохранились священные камни с резьбой, на которых изображены семь отшельников и девять планет. В центре между библиотеками в окружении двух рядов колонн из песчаника находится цистерна из камня, напоминающая саркофаг. Часто ее принимают за место, где проходила кремация. Однако, по мнению исследователей Ангкора, емкость служила постаментом для небольшого деревянного павильона, в котором была установлена скульптура Нанди – священного быка, спутника Шивы.
Центральная пирамида
Центральная часть комплекса представляет собой пирамиду, состоящую из трех ярусов. Размер основания нижнего яруса – 50 на 50 метров, верхнего – 35 на 35 метров. Попасть на верхнюю площадку можно по каскадам крутых ступеней, расположенным с каждой из четырех сторон. Пьедесталы, обрамляющие ступени, украшены статуями сидящих львов. Два первых уровня построены из латерита и имеют простые подпорные стены с карнизами. На узкой террасе первого яруса разместились 12 маленьких святилищ с лингами, ориентированные на восток.
Для строительства третьего яруса использовали песчаник. На западной стороне есть два дополнительных прохода наверх, также обрамленные статуями львов. На самом верху расположены пять главных прасатов с входами, ориентированными на восток. По остальным трем сторонам каждой из них находятся ложные двери из песчаника, украшенные скульптурами и растительным орнаментом.
Главное святилище располагается в центральной башне и представляет собой небольшую комнату, в которой когда-то была установлена линга. Оно построено на двойной основе из блоков песчаника высотой 4 метра, и к нему можно подняться по лестнице с каменными львами по обеим сторонам.
Интересные факты
- Пре Руп — это последний храм-гора, чьи длинные строения стали предшественником концентрических галерей, использовавшихся в более поздних храмах.
- На одной из башен до сих пор видны следы штукатурки. Это позволяет предположить, что изначально все строения были белого цвета.
- Стела храма является самой длинной надписью на санскрите Древней Камбоджи и содержит 298 стихов.
- Пре Руп и Восточный Мебон – одни из последних монументов, построенных из кирпича. Уже при их возведении кхмерские инженеры начали использовать песчаник, который впоследствии стал основным строительным материалом сооружений Ангкора.
- Создатель Пре Рупа Раджендраварман II, очевидно, был космополитичным королем. Будучи индуистом, он построил несколько буддистских храмов, в частности Бат Чум.