Таганский районный суд Москвы рассматривает иск с требованием признать ООО «Панорама тур» банкротом. Напомним, это одно из юридических лиц туроператора «Натали Турс». Эксперты пытаются выяснить, запустится ли таким образом механизм фингарантий.
До этого времени никто из партнеров и клиентов «Натали Турс» не обладает информацией о выплатах от самого туроператора, а Ростуризм вмешаться не имеет права. Кризисная ситуация вокруг очередного из туроператоров поставила акцент на пробелы в отраслевом законодательстве. Владимир Воробьев объявил о том, что все туры с вылетами до 30 сентября аннулированы. Компания не отказывается компенсировать своим клиентам растраты, только сделать это обещают уже в следующем году. К тому же, по словам Воробьева, туроператор и дальше будет вести деятельность на рынке. Такой расклад дел лишает клиентов права обратиться с претензиями к страховщику. Страховой случай наступает только в той ситуации, когда туроператор официально объявляет о прекращении деятельности.
Поправки помогут?
Этот нюанс устранят поправки, вступающие в силу с 3 сентября. В новой редакции ФЗ 132 предусмотрено право Ростуризма самостоятельно принимать решение об исключении поставщика туристического продукта из реестра. Такой вывод регулятор может сделать из-за невозможности исполнения компанией своих обязательств перед клиентами. Именно вмешательство государственного органа позволит пострадавшим туристам написать заявление в страховую компанию даже при отсутствии письменного отказа от туроператора исполнить условия договора. Так как до сентября еще есть время, туристам ничего не остается, кроме как составлять претензии туроператору. Ответ должен поступить в течение 10 дней.
Варианты компенсации туроператор «Натали Турс» сообщил своим клиентам и партнерам 4 июля. Пока сложно говорить, выполнят ли обещание. По состоянию на 11 июля турагенты ждали ответа от туроператора, чтобы согласовать суммы возврата. Часто они не совпадали с фактически потраченными. По словам юристов, в сложившейся ситуации получить компенсацию в досудебном порядке вряд ли получится. Понятно, что дела у компании идут плохо. Процесс выплаты компенсации может затянуться, так как непонятен источник средств. Если в течение 10 дней туроператор не отреагирует на претензии своих клиентов, они имеют право обратиться в суд. Средства могут заблокировать на банковском счету туроператора. Естественно, если они там окажутся.
Юристы Клуба защиты прав туристов в этой ситуации видят еще один вариант запуска механизма фингарантий. Таковым является иск в Таганский районный суд. Так как туроператор публично заявил об аннуляции туров, можно сделать вывод о невозможности выполнения обязательств. Публично Воробьев объявил только об аннуляции, но косвенно это означает прекращение деятельности. По крайней мере, так считают эксперты. Судовым решениям компанию могут обязать признать факт банкротства официально. Однако есть еще один момент. Согласно действующему законодательству в суде общей юрисдикции дела рассматриваются на протяжении 2 месяцев. Возможно, быстрее вступит в силу нововведение в закон.
Скорее всего это один из этапов признания банкротом. По нашему законодательству — банкротство довольно длительная процедура. Ведь, как декларируется, основная цель это сохранить организацию и возобновить ее работу. Но на практике происходит все совершенно иначе. Да и рассчитывать на финансовые гарантии в первую очередь могут банки и иные кредиторы, а также сотрудники компании по заработной плате. А расчеты с клиентами, это уж в последнюю очередь. Да страховку можно попробовать получить, только вот сроки ее получения очень туманны. Пока пройдут все юридические процедуры, пока назначат конкурсное управление, ликвидируют компанию. Вообщем затяжной прыжок с парашютом.