Компания «РЖД» сообщила о том, что 10 декабря открываются продажи билетов на внутренние маршруты за 90 дней до отправления. Сейчас продажа билетов на поезд открыта за 60 дней до отъезда. Такое нововведение не получило поддержку у туристического бизнеса.
Плюсом нововведения является то, что теперь за три месяца можно проверить расписание поездов в нужном направлении. По словам Сусанны Старцевой, руководителя рабочей группы по пассажирским ЖД перевозкам РСТ, это является единственным плюсом новых правил. Эксперт уточнила, что самостоятельные туристы, которые планируют путешествие, смогут быть дальновидными и заказывать билеты раньше. А вот для поставщиков туристического продукта такая возможность только усложнит ситуацию. В большей степени это касается тех, кто занимается организацией экскурсий для детских групп.
Вся сложность заключается в том, что при изменении периода продаж автоматически увеличивается срок, за который поставщикам туристического продукта нужно подать заявки на перевозку туристических групп детей. Если раньше это необходимо было сделать в первом квартале, то теперь до 20 декабря уже нужно заявить о групповых объемах, которые включают и массовые выезды на каникулы. Старцева считает, что это слишком рискованно, так как знать наверняка, сколько продашь туров через полгода невозможно. Эксперт уверена, что с руководством РЖД нужно договариваться об исключении некоторых пунктов, пока окончательная версия нововведений не поступила.
Если удастся договориться об организации детских туров за 2 месяца, будет проще, но проблема правильного и компактного размещения останется, уверяет Старцева. Самостоятельные путешественники, как правило, выбирают нижние места в плацкартных вагонах, потому за 2 месяца до выезда могут остаться только верхние полки, что не совсем приемлемо для детской группы.
Этот же вопрос интересует и владельца компании «Анкор» О. Санаеву. Ранее туристический бизнес брал за 2 месяца блоки мест, а остальные туристы за 45 дней. С точки зрения туристического бизнеса этот подход был наиболее правильным и выгодным. Группа детей должна находиться в одном вагоне, чтобы сопровождающий мог за всеми наблюдать. А сейчас, когда продажи будут открыты для всех одновременно, группы могут быть разбросаны по всему составу. Как в таком случае можно обеспечить безопасность? Санаева считает, что было бы целесообразно оставить за туроператорами определенный тариф, чтобы дать возможность развиваться.
Есть ли выход?
С. Старцева с сожалением заметила, что РЖД ничего не предпринимают для улучшения группового бронирования. Изменения есть, но они касаются исключительно индивидуальных клиентов — им предлагают акции и скидки. Из ситуации реально найти выход, полагает большинство экспертов. Можно предусмотреть резерв мест для групповых туристов — не отдавать в продажу сразу все места в составе. Прямо сейчас никто не знает, поедут ли дети на отдых, например, в мае.
Возможность договориться с представителями РЖД беспокоит и компанию «Виадук-тур». Генеральный директор компании Лариса Федорова уточнила, что заметные убытки могут настигнуть компанию, если она закупит блоки мест так рано. Соответственно, никто не захочет работать с детскими группами, чтобы не рисковать собственной прибылью. К тому же есть заявочный сбор, который придется оплачивать в любом случае и вернуть его нельзя.
Заместитель генерального директора «Розы ветров» И. Глазкова полагает, что в случае с нехваткой мест можно присоединить дополнительный вагон к составу. Как раз такую возможность и стояло бы оставить «под туроператоров». Появилась заявка на тур — добавили вагон и все остались довольны. Что касается времени на организацию, эксперт считает, что примерное количество туристических групп, которые выедут, к примеру, на новогодние каникулы можно угадать. К тому же в регионах с перевозкой все не так перегружено, как в Москве.
В любом случае время покажет, как правильно. Есть возможность перебронирования билетов, которая обойдется в 192 рубля за каждый билет. Представители туристического бизнеса надеются, что РЖД прислушается к их просьбам и сможет правильно спланировать дальнейшее сотрудничество.
Как вы думаете, скажется ли нововведение на организации отдыха для групп? Нравится ли вам продажа билетов на поезд за 90 дней до выезда?