Ростральные колонны

Погода Novaya Gollandiya

небольшой снегопад

1 °C
Ветер
3.51м/с
Давление
770 мм рт. ст.
Влажность
93 %

Ростральные колонны возле здания Биржи в Санкт-Петербурге стали приметной достопримечательностью городского центра. Рассказывают, что их возвели для удобства судоходства, чтобы указать капитанам судов направления обхода Васильевского острова. На самом деле французский архитектор Тома де Томон, переделывавший здание Биржи, позаботился и о завершенности общего облика прилегающей площади, поставив здесь эти необычные сооружения.

Рострами издавна именовали носовые части корабельных корпусов, часто являющихся таранным орудием поражения судов противника в морских сражениях. Древние римляне почитали  ростры славными боевыми трофеями и выставляли на всеобщее обозрение.

Большинство историков считают, что ростральные колонны в Питере символизируют морское могущество державы, которое было предметом гордости российских императоров начиная с основателя флота Петра Великого.

Монументальное предназначение сооружений подтверждается их художественным оформлением, состоящим из каменных изваяний у подножия колонн и отлитых в бронзе изображений ростров и судовых якорей, смонтированных на нескольких уровнях стволов.

Интереснейшие снимки городских достопримечательностей получаются с уровня полета птиц. Получается подробная схема местности, где можно распознать здания и сооружения, парки и дороги. Район расположения ростральных колонн представлен на снимках с различной высоты и можно получить представление о ближайших окрестностях описываемых достопримечательностей Санкт-Петербурга.

Со стороны здания Биржи хорошо видна планировка  полукруглой площади, для образования которой пришлось выполнить значительный объем работ по отсыпке для образования дополнительной территории – именно так видел весь ансамбль достраивавший Биржу после Кваренги Жан Тома де Томон, который курировал общее оформление Стрелки Васильевского острова.

Открывающаяся панорама Невы с чередой мостов, Петропавловская крепость на острове Заячий и вся Петроградская сторона просматривается как на ладони.

 

Первый ярус декоративных элементов ростральных колонн расположен на уровне основания сооружения, выполненного в форме прямоугольника из каменных блоков. С двух противоположных сторон размещены изваяния из камня, с двух других – бронзовые изваяния.

Обращенная к зрителям женская фигура с крыльями дракона и змеиной нижней частью туловища изображает фантастическое существо – Ламию, персонаж запутанных древнегреческих мифов.

Нос корабля  римляне называли ростром, а греки – Кариатидой по имени наиболее широко распространенной фигуры для его украшения, жрицы храма Артемиды в Карии. Ростры были символами кораблей, после износа судов эмблемы украшали жилище капитана или попадали в музеи.

Одна из бронзовых фигур, размещенных на стволах ростральных колонн, изображает фантастическое существо из древних мифов.

Мужская, а на обратной стороне основания ростральной колонны – женская фигуры морских божеств выполнены из известняка. Добывали пористый камень поблизости, в Гатчине, его использование диктовали экономические соображения. Строители и скульпторы были осведомлены  об интересных особенностях этой разновидности минерала – после добычи он очень легко обрабатывался, затем окаменевал.

Однако ваятели не знали, какова стойкость породы на длительном промежутке времени, позднее обнаружено постепенное разрушение под влиянием осадков и перепадов температуры. Поэтому экономия на бронзе обернулась затратами на ремонт и реставрацию известняковых статуй.

Статуи морских божеств возле оснований ростральных колонн изготовлены из гатчинского известняка, который из-за погодных факторов нуждается в реставрации.

Расположенные в несколько ярусов бронзовые вставки в ростральные колонны и накладные якоря между ними уравновешивают тяжесть друг друга, что важно для устойчивости высотного сооружения. Нужно принимать во внимание, что колонна не сплошная, ее конструкция аналогична дымовой трубе котельной или завода, а внутри размещена винтовая лестница.

Ростр с мужской головой, как и предыдущий с женской фигурой, мог принадлежать относительно мирному кораблю, не вступающему в абордажные сражения. Боевые корабли. Носы которых размещены ярусом выше, имели выступающий трезубец для таранной атаки, а верхняя фигура ограничивала глубину удара, чтобы тонущий корабль противника не увлек под воду нападающих.

Различные конструкции носовых частей древних кораблей послужили моделями украшений ростральных колонн.

В полом внутри стволе ростральной колонны, как уже говорилось, проходит винтовая лестница для подъема на верхнюю площадку. Верхний оголовок сооружения венчается светильником, направленным вертикально, к которому подведен природный газ. По большим праздникам на колоннах зажигаются громадные факелы, дополняющие уличную иллюминацию и красочные салюты.

Такого рода объект имеет повышенную опасность и не может быть свободно посещаемым, о чем многие туристы искренне сожалеют. Первоначально светильник был масляным, и находящиеся внизу люди рисковали не только запачкаться, но и получить ожоги от брызг горячего масла. Электрический светильник просуществовал недолго из-за дороговизны содержания, а газ прижился.

Светильник и площадка для его обслуживания на оголовке одной из ростральных колонн.

Наш рассказ о ростральных колоннах Санкт-Петербурга не претендует на полноту описания. Едва ли кто-либо из посещающих северную столицу упустит возможность увидеть эти старинные сооружения, аналогов которым в мире очень мало. Тем более что достопримечательностей вокруг великое множество, а ростральные колонны  — лишь малая их часть.

Нет комментариев

Войдите, чтобы добавить комментарий