Разбирательства вокруг авиакомпании «ВИМ-Авиа» и многочисленных задержек рейсов проходят уже достаточно давно. Очередные веерные задержки привели к радикальным мерам.
Вчера, 25 сентября, совладелец проблемного перевозчика объявил журналистам о том, что чартерные перевозки прекращаются. Рашид Мурсекаев уточнил, что сейчас «ВИМ-Авиа» переживает сложный период. Аэропорты прекратили обслуживать перевозчика в кредит, а оборотных средств почти не осталось. Именно потому было принято решение о временном прекращении вывоза туристов к местам отдыха.
Согласно информации «ВИМ-Авиа» в социальной сети, они планируют ввести внешнее антикризисное управление. Это должно привлечь помощь со стороны государственных органов, бизнесменов, а также партнеров. В сообщении приносятся извинения всем пассажирам, рейсы которых были задержаны. Несмотря на прекращение чартеров, перевозчик ведет переговоры с финансовыми структурами, чтобы найти ту, которая выразит желание помочь нормализовать ситуацию и вывезти пассажиров домой.
Что делать дальше?
«ВИМ-Авиа» надеется, что в работу включатся госорганы и партнеры туристической отрасли. На данный момент известно, что продолжить перелеты авиакомпания не сможет без дополнительного финансирования. Представители обещают, что сделают все, от них зависящее, чтобы все пассажиры попали вовремя домой с курортов.
В Росавиации считают, что руководство проблемного перевозчика нужно отстранить от управления компанией, так как они не справляются со своими обязанностями. Только тогда можно планировать поиски средств для поддержания дальнейшей деятельности компании. На решение этого вопроса потребуется еще несколько дней. Не исключается вариант, что клиентов компании на социально важных направлениях будут перевозить другие авиакомпании.
Эксперты утверждают, что масштабы возникшей проблемы просто огромные. Вполне реальна возможность международного скандала и социального потрясения. Пока неизвестно, планирует ли в ситуацию вмешиваться руководство страны, чтобы в ручном режиме снять остроту конфликта между задолжавшим перевозчиком и кредиторами. Больше всего претензий предъявляет Домодедово, которому авиакомпания должна около 540 млн. рублей по неофициальной информации. Некоторые поставщики туристического продукта считают, что государство имеет все основания вмешать и охладить пыл Домодедово, чьи действия стали основой коллапса на минувших выходных.
Заместитель генерального директора «НТК Интурист» склонен к тому, что вопросом должны задаться компетентные органы. С. Толчин не понимает, почему конфликтная ситуация между хозяйствующими субъектами привела к тому, что заложником стал потребитель. Опять же непонятно, почему решение о прекращении обслуживания аэропорт принял именно в конце недели. Многие возвращались домой, потому количество пострадавших очень большое, а можно было сделать все гораздо умнее. Если аэропорт хочет предъявить претензии перевозчику, он должен это делать с учетом прав пассажиров.
Кредиторы
Вполне возможно, что руководители аэропорта и сами уже пришли к такому выводу. Вчера, 25 сентября, руководство аэропорта сообщало о том, что они вовремя обслуживают все рейсы. Это касается как внутренних, так и международных, и «ВИМ-Авиа» не исключение. Вот только о перспективах дальнейшего сотрудничества комментариев пока никто не дает.
Скорее всего, аналогичная позиция и у других кредиторов. Тот же «Татнефть» поставки топлива не прекратил. Согласно неофициальной информации, банк «Зенит» предоставил кредитную линию, и пока она будет действовать. Вполне возможно, что остановка чартеров только временное явление.
Туроператоры
В любом случае, туроператорам, которые организовали туры на основе чартеров перевозчика сейчас нужно искать альтернативные варианты. Клиенты собираются лететь, потому нужно в любом случае найти того, кто выполнит перевозку. Для примера можно взять Туроператора «Жемчужная река», который запланировал полеты на Хайнань на основе данного перевозчика. Они должны начать выполнение с 3-4 ноября текущего года. Так как рассчитывать на «ВИМ-Авиа» им больше не приходится, нужно или закрывать программу или лететь с другим перевозчиком. Во втором случае, его нужно еще найти, а это не так легко, как может показаться.
«НТК Интурист» сообщают, что до середины октября перевозчик должен был перевезти примерно 20 тысяч пассажиров. Аналогичная ситуация еще в нескольких авиакомпаний. «Музенидис Трэвел» уже начали искать помощи у Ellinair, но они рассчитывали всего на 10-12 рейсов от «ВИМ-Авиа», потому проблема не столь масштабна.
Наблюдатели уточнили, что с прекращением выполнения рейсов «ВИМ-Авиа» задержки могут стать еще более длительными. Найти свободный борт, который сможет перевезти пассажиров сложно. Если на данный момент число пассажиров, которых должна была перевезти вышеуказанная авиакомпания, оценивается в 100 тысяч человек — найти необходимое количество суден не выйдет. Их просто нет.
Выходит, что единственный выход — вытаскивать компанию с «болота» и предоставлять государственные гарантии. Найти новых кредиторов в сложившейся ситуации просто невозможно.
Как вы думаете, как долго будут тянуть данный вопрос? Если у «ВИМ-Авиа» шансы на жизнь и восстановление перелетов?