Упомянув античный стадион Родоса в конце статьи о посещении Акрополя, мы обещали показать его отдельно. Именно таков заглавный снимок обзора спортивной арены, единственной сохранившейся копии стадиона в Олимпии. На панорамной фотографии ниже, где его поле примыкает к ораторскому амфитеатру, ристалище атлетов выглядит непривычно. При вполне современной длине 200 метров оно необычно узкое, всего 35 метров для разворота бегунов. Дело в наборе соревновательных видов, античный стадион Родоса не имел футбольного поля.
Основными спортивными дисциплинами древности были бег, единоборства и метание, этому набору античный стадион Родоса соответствует. Построили его, как и Акрополь, во втором или третьем веке до нашей эры. В те времена спорт в Древней Греции был уже достаточно развит, давно проводились Олимпийские игры. Островитяне в них также участвовали, прославились бегун Леонид и кулачный боец Диагор. Они выиграли по несколько Игр подряд, почитались на Родосе как местные знаменитости. Аэропорт Диагорас носит имя олимпийца и сейчас.
Античный стадион Родоса ориентирован на проведение соревнований по традиционной программе древних Олимпиад. Дистанции беговых дисциплин были кратны стадию, древней единице длины, несколько меньше современных 200 метров. Длина дорожки позволяла бежать 200-метровку по прямой, другие дистанции преодолевались с поворотом на закругленном сфендоне. Здесь располагались места для самых заслуженных горожан, вблизи арен единоборств и метаний копья и диска.
Античный стадион Родоса с разных ракурсов
Мы уже описывали афинскую арену Панатинаикос, которую восстановили в ее первозданном мраморном исполнении. Античный стадион Родоса отличается тем, что сохранил значительное количество остатков своей первоначальной конструкции. Это планировка и ограждение овала арены, первые ряды зрительских мест, даже фрагменты разметки секторов. Предположительно, мы видим на фотографиях и части дренажных каналов, обеспечивающих работоспособность в любую погоду.
Некоторые публикации значительно преуменьшают количество зрителей, которых античный стадион Родоса мог разместить на своих трибунах. Восемь сотен человек, фигурирующие у ряда авторов, повторяют вместимость ораторского амфитеатра, находящегося рядом. Однако наши фотографии свидетельствуют, что боковые трибуны имеют не менее пяти рядов посадочных мест, а торцевая – вдвое больше. При известных габаритах сооружения легко подсчитать, что разместится здесь не менее 3 тысяч зрителей. Это если по метру на каждого.
Строительные материалы и конструктивные элементы
Пластмассы еще не существовало, древесина удобна, но горюча, на Родосе дефицитна, поэтому строители предпочли камень. Никакой другой материал не способен сохраниться два с лишним тысячелетия, отделяющих нас от момента сооружения. На острове первосортный мрамор отсутствует, однако использованный не менее крепок и схож по составу. Хотя таких понятий, как химический анализ, в древности не знали, руководствуясь исключительно доступностью. Не столь торжественно и внушительно выглядит античный стадион Родоса, как столичный.
Шероховатость поверхности и неоднородность расцветки каменных скамеек визуально заметны, но для арены это не критично. Камень во все времена олицетворял надежность, а конкретно мрамор стал символом эпохи античности. Древних греков привлекло сочетание высокой прочности и достаточной пластичности этой горной породы. Мрамор легко резать и пилить, он не ломается при обработке. Химическая активность при соприкосновении с кислотами не была помехой его широкому использованию в строительстве.
Изготовить простые по форме мраморные блоки сейчас совсем просто, греки делали это вручную. Именно мягкость горной породы облегчала задачу древних каменотесов с их примитивными инструментами. Причем обработка достаточно точная, во времена античности крепких связующих растворов не существовало. Изобретение цемента римлянами упростило требования к строительным материалам для кладки. Античный стадион Родоса выполнен методом сухой кладки, с точной подгонкой стен.
Арена и соревновательные дисциплины
По конструктивному исполнению античный стадион Родоса принципиально не отличается от современных. Арена отделена барьером от зрительских трибун, построенных в форме вытянутой подковы к югу от амфитеатра. В зависимости от положения светила некоторые места погружаются в тень от окружающих деревьев. По греческой спортивной традиции атлеты соревновались обнаженными, одни мужчины были и зрителями, и участниками. Приступали к соревнованиям только после прославления богов Олимпа.
Торцевая часть арены, ограниченная овалом трибун, предназначалась для метателей и кулачных бойцов. Популярность этих видов демонстрируется вдвое большим количеством рядов, чем беговая часть. Метание копья напрямую проистекало из военной деятельности, которая была неотъемлемой чертой античности. Это же касается бросков камней, от которых произошло метание диска. Соревнования не только выявляли сильнейших копьеметателей и дискоболов, они готовили отважных воинов.
Кулачные бои также служили для воинского воспитания, совершенствуя навыки рукопашных схваток с противником. Венцом боевых искусств был панкратион, схватка почти без правил, до невозможности продолжения одним из соперников. Сила ударов обеспечивалась кожаными ремнями с металлическими вставками, которыми обматывали кисти рук соревнующихся. Такие схватки нередко заканчивались серьезными повреждениями, вплоть до смертельного исхода, который в вину победителям не ставился.
Вскрытие грунта на соревновательной арене показало наличие подобия дренажных каналов, совмещенных с разметкой секторов. Почти современного вида круг для метания диска обозначал границы, которые нельзя было переступать при броске. Для метателей копья недопустимо было заступать за линию броска, что затруднялось длинным разбегом и силой инерции. Далеко до нашей эры зародились основные легкоатлетические правила, действующие в своей основе до наших дней. Античный стадион Родоса показывает их истоки.
Виды древнего стадиона и разновидности спортивных дисциплин
Кажется невероятным, но первая Олимпиада состояла лишь из одной спортивной дисциплины – бега на один стадий. Длина забега как только не объясняется, и числом ступней Геракла, и расстоянием, проходимым человеком от первого луча до полного солнечного диска. Вероятнее всего, стадий обозначал дальность сохранения убойной силы выпущенной из лука стрелой. Важно было добежать до стрелка вперед повторного выстрела, пока противник на приготовился поразить вас следующей стрелой.
Воинское происхождение первой беговой дистанции со временем забыто, но на ее основе родились остальные. До сих пор бегуны соревнуются на дистанциях, кратных 200 метрам. По крайней мере несколько первых просматриваются как традиционные забеги на 2 и 4 стадия, или 400 и 800 метров. Бег, прыжки в длину с места, метание диска и копья плюс борьба стали содержанием пентатлона, предшественника современного пятиборья, но во многом от него отличающегося. Античный стадион Родоса нынешних стадий пятиборья не видел.
Современное пятиборье появилось как соревнования для офицеров, придуманы шведами во второй половине XIX века. Включает кросс по пересеченной местности на 4 км, произвольное плавание на 300 метров, конную езду с препятствиями (конкур), стрельбу из пистолета и фехтование на шпагах. По набору дисциплин к пентатлону ближе легкоатлетическое десятиборье, включающее метание диска и копья, толкание ядра, прыжки в длину и высоту (в том числе с шестом) и 4 беговых дистанции.
На приведенных фотографиях античный стадион Родоса предстает в двух обличьях – восстановленного и первозданного. Древнего получается намного меньше, но оно и обеспечивает непередаваемый колорит прошедших времен. Так и представляются мчащиеся колесницы, гонки на которых мы забыли упомянуть в тексте. Это был единственный вид соревнований, в котором участвовали знатные женщины. Участвовали не лично, а выставляя лошадь с повозкой. Победителем объявлялся не наездник, а владелец животного.
Последнее фото древней арены
Оригинальной получилась фотография одного из восстановленных участков зрительских трибун, где реставраторы оставили мощное дерево. Растение, конечно, далеко не современник спортивной арены древности. Но его присутствие наглядно показывает громадный промежуток забвения, которое пережил античный стадион Родоса. Памятник древней архитектуры откопан из-под грунтовых отложений и восстановлен не парадным, а действующим спортивным объектом. Здесь не запрещены пробежки всем желающим.
Покидая античный стадион Родоса, желаем ему долговременного существования как свидетельству славного прошлого. Посещение оказалось довольно эмоциональным, несмотря на кажущееся однообразие представленных фотографий. Планирующим поездку на благословенный остров рекомендуем непременно сюда наведаться, никогда об этом не пожалеете. Если будете в составе организованной экскурсии, выбирайте вариант с русскоговорящим гидом, это намного информативнее. К группе можно присоединяться и самостоятельным путешественникам.