Авиарынок последнее время развивается стремительно, потому у перевозчиков возникла необходимость пополнять авиапарк России. Авиакомпании в этом вопросе поставили новый рекорд — в минувшем году в общем появилось 142 новых самолета, что означает увеличение парка на 12%.
Перевозчики предпочитают покупать дополнительные борты, так как замечен отложенный спрос. Особенно это касается международных рейсов и вероятного открытия чартерного авиасообщения с Египтом. Эксперты полагают, что в ближайшем будущем такая ситуация будет продолжаться. В период с 2012-го по 2016 год спрос снижался, но в минувшем году было замечено увеличение. Показатели вернулись примерно к 2011 году, когда на рынок вышло 30 новых бортов. Наихудшим для авиаотрасли оказался 2015 год, когда с дистанции сошла крупная авиакомпания Трансаэро. В результате отрасль потеряла 203 провозные емкости.
Андрей Крамаренко старший научный сотрудник Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ сообщает, что показатели развития гражданской авиации достаточно впечатляющие. Из всех полученных бортов более половины новые. Если в 2010 году средний возраст авиационного парка России был установлен на уровне 10 лет, то к 2017 году этот показатель улучшился до 5.7 лет в среднем. По этому показателю наилучшим считается 2014 год, тогда средний возраст флота был установлен на уровне 4.7 лет. Перевозчики используют борта недолго. За 6 лет более половины самолетов, которые были возвращены лизингодателям, летали в России меньше 5 лет.
Нынешняя ситуация стимулирует спрос на узкофюзеляжные борта. В минувшем году таких суден пришло 72. Эти самолеты отличаются многофункциональностью. По словам Крамаренка борты выгодны российским авиакомпаниям, так как их можно поставить, как на короткие, так и на длительные рейсы, при этом получив лучшее соотношение прибыли и операционных затрат. В сегменте региональной авиации также замечены наилучшие результаты с 2010 года. Рынок пополнился 40 новыми бортами.
Единственный вопрос, над решением которого нужно сейчас подумать, это появления на российском рынке турбовинтовых самолетов. К сожалению, за это время они не закупались. Такие борта ставят на труднодоступные и удаленные маршруты. В минувшем году 18 широкофюзеляжных дальнемагистральных бортов поступило в российский авиапарк. Платежеспособность выездных туристов растет, потому нужно думать и о получении более вместительных самолетов. Над этим вопросом уже подумало руководство национального перевозчика Аэрофлот и обещает в текущем году увеличить свой парк на 30 единиц.
Эксперты полагают, что в 2018-2020 годах парк будет расширяться в среднем на 30-40 самолетов в год. Именно такие условия сейчас диктует авиационный рынок. Иначе можно повторить судьбу ВИМ-Авиа при наличии избыточных емкостей. Избыток воздуха приведет к тому, что перевозчики будут вынуждены снижать тарифы и работать, если не в убыток, то с минимальной выручкой. Именно потому авиакомпании в преддверии нового летнего сезона не спешат чересчур много закупать бортов. В этом вопросе, по мнению экспертов, установлен баланс.