Бантей Срей – пожалуй, самый красивый храмовый комплекс Ангкора, который нередко называют «Женским храмом» из-за его особенной красоты. Миниатюрный, воздушный и невероятно изящный, он стоит особняком среди массивных монументов древней столицы Камбоджи. Изумительные барельефы, которые украшают его стены и фронтоны, считаются одной из вершин кхмерского искусства.
Бантей Срей уникален как минимум по трем причинам: небольшой размер и розовато-коричневый цвет отличают его от других строений Ангкора; к тому же это единственный храм, который не входил в число владений королевской семьи.
История храма Бантей Срей
Бантей Срей относится к X веку – периоду становления Кхмерского госудрства. Его строительство было начато при правлении короля Раджендравармана II, укрепившего королевскую власть и значительно расширившего земли империи. Его правление ознаменовалось расцветом культуры и искусств, и по его приказу было построено множество религиозных сооружений. Храмы того времени несут на себе отпечаток яванской и индийской архитектуры, но камбоджийские зодчие не занимались банальным копированием. Они искали свой особый стиль, который достиг совершенства ко второй половине X века и воплотился в храмовом комплексе Бантей Срей.
Раджендраварман II умер через год после освящения храма, состоявшегося 22 апреля 967 года. Но заслуга создания Бантей Срей принадлежит не ему, а брахманам – Яджнаварахе и его брату Вишнукумаре, которые построили храм на дарованных королем землях в 25 км к северу от столицы того времени Яшодрапуры, где сосредоточены основные знаковые места Ангкора.
Яджнавараха был родственником короля и наставником его сына, который позже унаследовал престол и правил под именем Джаявармана V. Очевидно, что он был одним самых образованных и просвещённых людей своей эпохи; древние тексты говорят о нем как об ученом и филантропе, помогавшем больным и обездоленным. Его большой вкус и талант подтверждается утонченной архитектурой храма и его декором — смелыми, новаторскими, создающими новые каноны красоты.
Оригинальное название храма Трибхуванамахешвара, что означает «Великий Бог трех миров». Свое современное название «Бантей Срей», что переводится как «Цитадель красоты», храм получил из-за потрясающих барельефов и своих небольших размеров. Изначально он был посвящен Шиве, и в центральной и южной башнях есть место под установку его линг. Северная башня посвящалась Вишну.
В XI веке храм был перестроен и расширен. Надписи начала XII века гласят, что он был дарован королем священнослужителю Диваракапандите. Богослужения проходили там до XIV столетия, после чего Кхмерское государство пришло в упадок и было завоевано соседями, и храм, как и весь Ангкор, был заброшен.
Из-за своей удаленности от главных религиозных комплексов Ангкора Бантей Срей был открыт в числе последних. В 1914 году его обнаружил в густых тропических зарослях отряд лейтенанта Марека, проводивший топосъёму местности.
После расчистки, проведенной в 1920-е годы, Бантей Срей был восстановлен Анри Маршаллом в 1930-х годах методом анастилоза, который состоит в том, что строение полностью разбирается на фрагменты и потом воссоздается заново. В 2000-2003 годах совместными усилиями швейцарских и камбоджийских реставраторов в храме была установлена специальная дренажная система, предназначенная для защиты строения от воды.
Архитектурные особенности комплекса Бантей Срей
Архитектура комплекса представляет собой смешение древнего стиля и элементов более поздней эпохи. В основном для его постройки использовался твердый розовый песчаник (кварцевый аренит). Кирпич и латерит применялся только для стен ограждений и некоторых конструктивных элементов. Розовый цвет стен уникален, так как все более поздние храмы Ангкора были построены из песчаника других оттенков.
Благодаря необычайной твердости розового песчаника прекрасно сохранились изысканные орнаменты с фигурами нагов, дварапал, деват, апсар и знаменитые барельефы, изображающие сцены из древнеиндийских эпосов Рамаяна и Махабхарата. Бантей Срей – первый храм, где фронтоны начали украшать сложной резьбой, воспроизводящей целые сюжеты. Работа выполнена настолько тонко, что может поспорить с резьбой по дереву или ювелирными украшениями.
Комплекс сориентирован по оси восток-запад и состоит из трех концентрических пространств, ограниченных стенами. Внутреннее священное пространство состоит из вестибюля, двух библиотек и трех башен, центральная и самая высокая из которых является центральным святилищем, а две другие – дополнительными.
Попасть в Бантей Срей можно по дороге, которая ведет к восточной башне-гопуре крестообразной формы. Некогда она была частью внешней стены, построенной из дерева и окружавшей город Ишвапуру, который в те времена находился вокруг храма. Великолепный восточный фронтон гопуры украшен изображением Индры верхом на Айравате — мифическом трехглавом слоне.
От гопуры к третьему поясу ограждений проложена 67-метровая мощеная аллея, обрамленная по обеим сторонам столбиками – остатками колонн разрушенной галереи. В этом пространстве находится несколько зданий, которые могли служить приютами для пилигримов или для других целей.
Третье кольцо ограждений размером 95 на 110 метров образовано двухметровыми латеритовыми стенами с двумя гопурами с западной и восточной сторон. Западный фронтон восточной гопуры со сценами из Махабхараты был вывезен во Францию, а восточный с эпизодом из Рамаяны, восстановленный из нескольких фрагментов, лежит неподалеку на земле.
Внутреннее пространство между третьим и вторым кольцом почти полностью занято рвом. Дорога через ров делит его на две части и ведет ко второму поясу ограждений размером 38 на 42 метра, сложенному из латерита, с гопурами на восточной и западной стенах. На западной гопуре можно увидеть интересный барельеф, представляющий дуэль принцев обезьян братьев Вали и Сугривы.
Стена вокруг внутреннего двора сейчас полностью разрушена, за исключением восточной гопуры и святилища из кирпича в западной части. Ее восточный фронтон посвящен Шиве, а западный – одной из трех женщин-наянар. Во внутреннем пространстве этого двора расположены шесть зданий с разрушенными перекрытиями.
Сооружения, ограждающие священное пространство размером 24 на 24 метра, построены из кирпича. Эта часть комплекса содержит наиболее интересные барельефы, которые прекрасно сохранились. Внутрь ведут две небольшие двери, служащие восточным и западным входами. Священное пространство включает в себя два здания библиотек и башни, в которых находятся центральное и дополнительные святилища.
Библиотеки построены из песчаника, кирпича и латерита. Оба фронтона южной библиотеки посвящены богу Шиве: на восточном демон Равана сотрясает гору Кайлас с Шивой, сидящим на ее вершине, а на западном высечен Кама – бог любви, направляющий в него стрелу.
На северном фронтоне восточной библиотеки Индра вызывает дождь, чтобы погасить лесной пожар, вызванный Анги для уничтожения короля нагов, обитавшего в лесу; Кришна и его брат помогают Агни остановить дождь горящими стрелами. На западном фронтоне изображен Кришна, убивающий своего злого дядю Камсу.
Центральное святилище предваряется мандапой – вестибюлем с восточным входом в виде двери высотой немногим более метра. Святилище установлено на Т-образной платформе высотой 90 см, на которую можно подняться по одним из шести лестниц. Каждую лестницу охраняет по две скульптуры в виде существ с человеческим телом и головой животного. Большинство из статуй являются копиями; оригиналы либо украдены, либо находятся в музеях.
Интересные факты
- Бантей Срей – первый их объектов Ангкора, который был восстановлен методом анастилоза.
- В 1923 году Андре Мальро выкрал из храма резные изображения деват. Это случай получил широкую огласку, вор был схвачен и арестован. Интересно, что впоследствии Андре Мальро стал министром культуры Франции.
- Стела, найденная при восстановительных работах, содержит восхваление короля Джаявармана V, хотя храм был освящен годом ранее еще при его отце.
- Дверной проем, ведущий в святилище, настолько мал, что священник с трудом может протиснуться через него внутрь. Археологи пока не нашли ответа на вопрос, с чем связаны такие крошечные размеры храма.