Последнее время на турагентском рынке возникает все больше конфликтов. Напряженная ситуация с размером комиссии дошла до точки кипения. В эпицентре скандала в этот раз оказался туроператор «Натали Турс» со своим предложением скидки в размере 10% при прямом бронировании. По сути, они готовы отдать агентскую комиссию кому угодно.
Вчера, 19 декабря в сети появилось много сообщений о том, что туристические агентства, в том числе и Слетать.ру, TBS, Onlinetours.ru и Travelata.ru приняли решение о прекращении продаж туристических продуктов вышеуказанного туроператора из-за того, что последний предложил непонятную акцию всем клиентам.
Решение было поддержано еще несколькими турагентствами. Инициаторы протеста утверждают, что это не соответствует базовым принципам ценообразования, потому что розничные сети не могут предоставить сотрудничество не таких же условиях. Честное партнерство должно предусматривать нормальные условия труда для всех. От этого зависит и устойчивость рынка.
В ходе разбирательств оказалось, что заявление не полностью корректно. Президент туроператора «Натали Турс» В. Воробьев сообщает, что лично ему позвонил владелец «TBS Group» Рашад Мамедов и сообщил, что к вышеуказанным претензиям не имеет отношения, так как его компания ничего не подписывала. Сами же представители «Натали Турс» считают бойкот агентов нормальной ситуацией и не видят в этом ничего страшного. Российский туристический сектор должен меняться, чтобы стать выгодным для всех. Воробьев считает, что сам факт объединения конкурирующих компаний означает, что сотрудничество выходит на новый уровень.
Если объединения подобного характера будут и дальше возникать на туристическом рынке, это может обозначать только одно — рынок развивается. Проблема промо-тарифов уже не первый день волнует заинтересованные стороны, но до конструктивных действий пока не доходило. Сейчас можно увидеть, что агенты могут действовать, если это необходимо. Воробьев считает, что туроператор «Натали Турс» является неким катализатором того, что рынок и дальше будет отстаивать свои права и выступать против промо-тарифов. Эксперт испытывает гордость за то, что компания спровоцировала революционную ситуацию.
Насчет самой акции — представители компании утверждают, она была организована для того, чтобы исследовать рынок. Предложение носит временный характер и уже через несколько дней перестанет действовать. Президент туроператора напомнил, что они относятся лояльно к своим партнерам и не снижают комиссию, как это делают остальные. Более того, на участников акции протеста они не держат обиду.
Несмотря на тот факт, что ситуация с отказом продавать туристический продукт не волнует туроператора, агентства могут ненужное внимание ФАС. Для примера можно вспомнить ситуацию с «Coral Travel». Летом 2014 года туристическая розница призывала бойкотировать «Корал» в связи с тем, что это иностранный туроператор, который навязывает свои правила работы партнерам. В открытом письме был прямой призыв к бойкоту.
Через несколько дней туроператор ответил на это письмо и указал, что они не собираются «давить» малый бизнес и всех туристических агентов. Соответствующая политика необходима для того, чтобы получить дополнительные преференции. Дальнейшее развитие конфликта уже не было столь публичным. Некоторые представители туристической розницы просто разорвали контракты с «Coral Travel». Были и рассылки другим партнерам, призывающие туристический рынок поддержать позиции бойкотирующих.
В итоге конфликт пришлось решать с участием АТОР, которая направила свое обращение в ФАС. В обращении была просьба дать правовую оценку позиции крупнейших сетевых туристических агентств относительно сотрудничества с «Coral Travel». В результате ФАС предупредила турагентов о том, что подобные акции протеста могут быть наказаны крупными штрафами. Со временем конфликт решился.