Венская чумная колонна возведена в благодарность Святой Троице за избавление от эпидемии 1679 года смертельной в те времена болезни. Деревянный вариант монумента возвели еще до прихода чумы в Вену, при появлении заболевших в соседних землях. Однако такая профилактика не помогла, город потерял треть своих жителей. Каменный столп строили 10 лет, с 1683 года, когда император Леопольд I после затухания эпидемии вернулся в столицу из имения в безопасной провинции.
За время сооружения монумента умер его первый архитектор Раухмюллер, заканчивал работу Штрудель. Большой вклад внесли скульпторы Бендель и Кракер, ведь чумная колонна содержит множество изваяний. Чумная колонна имеет ствол из трех вогнутых граней, ребра пересечения которых скошены.
Чумная колонна от основания до вершины
Три яруса уменьшающихся габаритов увенчаны многофигурной скульптурной композицией, а завершается сооружение изваянием Святой Троицы. Фасадная грань ориентирована на юг, поэтому чумная колонна несколько развернута относительно направления улицы. Три грани пьедестала обозначают ипостаси Святой Троицы и регионы Священной римской империи. Западная означает Бога Отца и Австрию, восточная – Бога Сына и Венгрию с балканскими странами, северная символизирует Святой Дух, а также Моравию и Чехию.
Строительство подобных колонн практиковалось со времен Древнего Рима, но сначала они посвящались лишь воинским победам. Чума приносила настолько чудовищные потери, что прекращение эпидемии приравняли к боевому триумфу. Монументы в честь избавления от чумы возведены во многих европейских городах, их большинство посвящено Деве Марии, есть даже термин — Мариинские колонны.
Обратиться за защитой к высшему божественному символу – Святой Троице понудило скорее всего то, что эпидемия была далеко не первой. В своей средней части чумная колонна Вены практически не видна, ее ствол заслонен клубящимися облаками, фигурами святых и ангелов.
Верхняя скульптурная группа в составе Святой Троицы и благодарного императора Леопольда I полностью позолочена, а ниже позолота лишь на отдельных деталях. Блеск драгоценного металла делает элементарным ориентировку путешественников, которых интересует венская чумная колонна.
Самая известная скульптура города всегда в центре внимания приезжих туристов, это и историческая достопримечательность, и заманчивый объект для любителей фотографировать. Обилие скульптурных изображений, разнообразные позы фигур радуют любителей изобразительного искусства, а начинающим художникам служит наглядным пособием при обучении.
Иногда инициаторы возведения подобных монументов совмещают прославление конца эпидемии и другие славные события. Самый яркий пример – Мариинская колонна в Мюнхене, которая славит изгнание шведов после 30-летней войны и одновременно – избавление от страшной болезни.
Некоторым образом и чумная колонна Вены имеет двойное назначение, вместе с благодарностью за конец эпидемии она и прославляет императора Леопольда I. Знатоки обнаружили, что венская чумная колонна содержит целых три изображения правителя, во всех уровнях монумента.
Вопросы вместо послесловия
Те читатели нашего обзора, кто уже был в Вене, и планирующие эту поездку могут попробовать ответить на ряд загадок, которые ставит чумная колонна. Интересно было бы прочесть комментарий, отвечающий на такие вопросы:
- Есть ли более конкретная версия того, почему вместо Девы Марии чумная колонна Вены посвящена Святой Троице?
- В каких фигурах и образах предстает император, заказавший выполнение благодарственного монумента?
Просим сообщать обо всех интересных наблюдениях и фактах, ставших известными при поездке и осмотре монумента. Излишен только пересказ легенды о древнем барде Августине, выжившем среди заразных трупов, но сгинувшем от пьянства.
Легенду про Августина не знала, только что прочитала, забавная сказка. А вот почему троица вместо Марии, не знаю. Сама же колонна, как архитектурный памятник, на меня впечатления не произвела, на мой вкус слишком много на ней накручено. Но я не великий ценитель, так что судить не мне.