Город Помпеи – прекрасный образец древнеримской архитектуры, овеянный легендами. Восставший из пепла, он превратился в популярный итальянский музей под открытым небом, причисленный ЮНЕСКО к объектам всемирного наследия.
Все еще не до конца изученный, город-музей расположился в Кампании (недалеко от Неаполя) в тени Везувия – печально известного вулкана, извержение которого принесло Помпеям гибель, но не забвение…
Становление Помпеи
Считается, что Помпеи были основаны в VI столетии до н.э. древним народом – осками, обитавшими в южной Италии. В переводе с оскского «pumpe» переводится как «пять», что может символизировать слияние пяти небольших поселений, существовавших в этой местности с незапамятных времен. По другой же версии название города произошло от древнегреческого «pompe», что означает «триумфальное шествие». В одной из легенд рассказывается об основании города Гераклом, торжественно прошествовавшим по улицам Помпей после победы над трехтелым чудовищем Герионом (десятый подвиг).
О ранней истории Помпей известно лишь то, что им поочередно владели греки, этруски, кумы, самниты. В состав Римской республики Помпеи вошли лишь в 310 г. до н.э., сохранив при этом собственную автономность. Самоуправляемым он оставался до 89 года до н.э., когда консул Сула присвоил ему статус очередной колонии Рима (расплата за антиримское восстание).
Следует отметить, что Помпеи соединяли Южную Италию и Рим, являясь одной из важных точек торгового пути «Via Appia».
Здесь усиленными темпами:
- строили рынки и прочие торговые помещения;
- возводили мосты, амфитеатр, термы, многоэтажные дома;
- проводили водопроводы и мостили камнем улицы.
При этом большая часть города была отдана под роскошные виллы знатных римлян.
Начало конца
Роковое землетрясение, пробудившее Везувий ото сна произошло в 62 году. В результате сильных подземных толчков 5 февраля в городе не осталось ни одного уцелевшего здания. И хотя большую часть городских построек удалось отремонтировать, некоторые из них так и остались полуразрушенными вплоть до «судного» дня…
Гибель Помпеи
Жители Помпеи даже не могли предположить, что природа готовит им поистине жестокий удар. Они продолжали выполнять восстановительные работы, даже начали строительство Центральные термы, не восприняв всерьез новые толчки (семидесятые годы). Ведь в те времена сейсмическая активность в Кампании считалась нормой.
Впрочем, расплата за проявленную беспечность не заставила себя долго ждать…
В августе 79 года Везувий пробудился, обрушив на невинных горожан хлопья пепла и камни, падающие прямо с небес. Лишь через сутки завершилось извержение, принесшее гибель не только Помпеям, но и двум крупным городам – Стабии и Геркуланум, не говоря уже о небольших селения и виллах. Шутка ли, пепел Везувия достиг границ Сирии и Египта!
Существует версия, согласно которой извержение длилось не один, а целых два дня. Первый из них ознаменовался стремительным выбросом ядовитого дыма, вдохнув который люди тот час же сжигали себе легкие и умирали. Тем, же кому удалось спастись, вернулись на следующий день когда дым уже рассеялся.
Как только дым рассеялся, вереницы спасшихся жителей потянулись в сторону города, что стало их роковой ошибкой.
В тот страшный день мирный город превратился в земной «филиал ада». Смерть как будто витала в воздухе, застигая горожан в храмах, домах, на рынках. Преследовала она и за чертой города, забрав по разным источникам от двух до тридцати тысяч человеческих жизней.
Следует отметить, что большинству жителей (на тот момент население Помпеи составляло 20 тыс. человек) все же удалось избежать гибели. Вот только возвращаться им уже было не куда. Многометровый шар лапилли и пепла – все, что осталось от процветающего дома.
Следственная комиссия, отправленная к Везувию, пришла к выводу, что восстанавливать погибшие города не имеет смысла. Еще долго по развалинам мертвого города бродили люди, стремясь разыскать утерянное имущество. Но, и они ушли, осознав всю тщетность подобных поисков.
Город, восставший из пепла
Столетиями преданный забвению, город Помпеи был случайно обнаружен в средине XVI столетия итальянским архитектором Доменико Фонтана.
Кто знает, были бы когда-нибудь обнаружены древние стены, если бы граф Туттавиллы не пожелал провести подземный тоннель от своей виллы к реке Сарно? Но, видимо, Помпеям суждено было «возродиться»…
Между 1592 и 1600 годами Фонтана посчастливилось обнаружить несколько фрагменты настенных росписей и старинных надписей, в одной из которых говорилось о «decurio pompeis». Однако, неверное толкование фразы (упоминание городской должности в Помпеях, было ошибочно принято за имя хозяина виллы Помпея Великого) не позволило связать находку с «потерянным» римским городищем.
Находка, прямо указывающая на местонахождение древней Помпеи, была найдена лишь в конце XVII века. Так надпись, в которой в очередной раз фигурировало название города, положила конец дискуссии, длившейся в научном мире с 1637 года.
Впрочем, раскопки оказались весьма непростым занятием – твердый и толстый слой вулканического материала надежно оберегал доверенную ему тайну. Пограничный столб, точно указывающий на принадлежность руин, удалось раскопать только в августе 1763 года.
«Современные» Помпеи
Невероятно, но внезапная и быстрая гибель «спасла» Помпеи от медленного разрушения – нет другого античного города, который бы настолько хорошо сохранился.
Как проехать в Помпеи
К прославленному археологическому комплексу можно недорого (за 2-4 евро) добраться на следующих видах транспорта:
- поезд, следующий до «Pompeii-Scavi-Villa dei Misteri» из Неаполя или Сорренто – время путешествия займет чуть более получаса;
- автобус – сообщение с Помпеями организовано компаниями CSTP (в Салерно), SITF (в Неаполе) и Marozzi (в Риме).
Прогулка на собственном автомобиле окажется гораздо затратнее – за один только час парковке придется отдать около 5 евро. При том, что стоимость входного билета для взрослых составляет 12 евро.
Город Помпеи – климат и особенности передвижения
Планируя поездку, следует понимать, что знойным летом температура на Юге Италии часто поднимается до +35 °С. Чтобы прогулка по комплексу не превратилось в утомительное занятие, рекомендуется прихватить с собой побольше питьевой воды и тюбик с солнцезащитным кремом.
К слову, кроме классических пешеходных экскурсий, на территории Помпеи разрешена езда на арендованных велосипедах. Правда, комфорт передвижения последним способом несколько сомнителен, поскольку на территории встречается очень много булыжников, а дороги испещрены широкими бороздами, оставленными на каменной кладке железными колесами повозок.
Появление каменных глыб легко объясняется специфическим устройством античного торгового города, условно разделенного на верхнюю и нижнюю часть. По мостовым последней бежали сточные воды, вперемешку с мусором, не позволяя перейти на другую сторону улицы. Для решения проблемы и были установлены высокие камни – древний прототип современного пешеходного перехода («зебры»).
О чем «молчат» древние стены
Путнику, впервые ступившему на легендарные земли, открываются превосходно выполненные статуи, мозаики, фрески, что свидетельствует о высоком уровне мастерства их исполнителей.
Следующее, что бросается в глаза, так это различие архитектурных стилей – хаотичная застройка старых кварталов, возведенных во времена осков, сменяется новыми «стройными» прямоугольными кварталами с прямыми улицами, храмами, рынками и амфитеатрами.
К другим преимуществам римского градостроительства можно отнести наличие:
- мощеных мостовых, забота о которых ложилась на плечи горожан, ремонтировавших и убирающих участок, прилегающий к его дому;
- покатый профиль тротуаров и дорог, направляющих сточные воды к так называемой городской клоаке.
При этом торговые улицы обрамлялись фасадами зданий, нижние этажи которых были отданы под лавки, а верхние – под личные покои (жилье).
Жилые же кварталы выглядели далеко не так презентабельно. Благодаря теплому климату, частные дома здесь строились в основном без окон, что позволяло существенно сэкономить на дорогостоящем стекле. Лишь иногда в глухих торцах, выходящих на улицу, пробивались узкие щели.
Стараниями выдающихся археологов (Алькубьерре, Ф. ле Вега, Каролина Бонапарт, Джузеппе Фиорелли) были открыты:
- некрополи и форумы;
- театры и храмы;
- ворота, амфитеатр и оборонительные стены;
- «останки» животных и людей – в толще лавы учеными обнаружились многочисленные пустоты. Заполненные гипсом, они помогли воссоздать позы и даже мимику погибших;
- целые жилые кварталы, заполненные прекрасно сохранившейся домашней утварью, фресками, мозаиками, скульптурами.
Слой застывшей лавы защитил внутреннее убранство домов от беспощадного влияния времени, не коснувшегося значимых культурных ценностей – важного источника, повествующего о городском укладе, быте, искусстве римлян, живших здесь в I столетии. И хотя расчищено уже больше половины (около 3/5 античной территории), город Помпеи продолжает трепетно хранить свои тайны, разгадка которых ложится на плечи будущих поколений.
Город Помпеи и его достопримечательности
Выделив на экскурсию целый день, турист позволяет себе спокойно прогуливаться по улицам в поисках очередного «лакомого кусочка».
Но, что же делать людям, ограниченным во времени?
Существует целый ряд достопримечательностей, рекомендуемых к обязательному посещению в ходе экскурсии по городу Помпеи:
- храм Аполлона – считается самым старым храмом, воздвигнутым в честь греческого бога в XVIII веке до н.э. От его величественной колоннады, состоящей из 28 стройных колонн, сохранилось всего две. Предполагается, что главное здание, лежащее сегодня в руинах, покоится на старинном алтаре. Единственное, чему удалось уцелеть, так это фрескам, украшающим внутренние ниши храма (посвящены троянской войне);
- храмы Юпитера (святилище, возвышающееся на трехметровом подиуме в центре форума), Фортуны Августы и Лавров;
- храм Исиды, возведенный еще во II веке до н.э. – его фасад был с трех сторон окружен портиками, украшенными коринфскими колоннами. В былые времена здесь хранилась емкость с водами Нила, а в нишах стояли статуи Гарпократа и Анубиса;
- богато украшенные жилища — Дома Виттиев, Хирурга, Трагического поэта, Фавна;
- многочисленные термы (стабиевы, центральные, пригородные) и Помпейский Форум, вмещающий все городское население;
- Большую Палестру – площадь, предназначенная для проведения спортивных мероприятий;
- древний публичный дом, известным под названием «лупанарий» – двухэтажное строение, стены которого покрыты специфическими фресками, носящими порнографический характер;
- термополии – система харчевен, предлагающая посетителям горячую пищу, совсем недавно готовящуюся только дома;
- сад Беженцев и улицу Изобилия;
- старейший римский амфитеатр – возведенный намного раньше Колизея, он видел немало гладиаторских боев;
- театр комедии и драмы, в котором играли исключительно мужчины;
- базилику с двумя ярусами полуколонн;
- облицованные мрамором муниципальные здания;
- рынок (он же Мацеллум), окруженный магазинами;
- городские укрепления, виллы и красивейшие панорамы.
Прогулка по архитектурному комплексу Помпеи – это прекрасная возможность стать частью чего-то большего, прикоснувшись к тайнам античного мира.
Помпеи — огромный город. Его меньше чем за пять часов не обойдешь. Летом, в жару, это утомительно. Единственное спасение — фонтанчики с питьевой водой, где можно утолить жажду и освежить лицо и руки. Даже не скажешь, что город построен до нашей эры. Древние раскопки выглядят лучше некоторых современных построек. И дороги, скажу честно, лучше чем в моем городе. Недалеко от Помпей есть еще один город, который тоже пострадал от Везувия — Геркуланум. Он меньше, но так же хорошо сохранился. Его можно посмотреть всего за пару часов.
Считаю так, что надо брать машину напрокат, чтобы не зависеть от экскурсионной группы. Там действительно есть что посмотреть, только времени надо выделять хотя бы 1 день. Обязательно нужно посмотреть на Помпейский амфитеатр, который считается самым старым в Италии. Кажется, что стены до сих пор в себе держат ту информацию, которая там сохранилась. Представляются сразу гладиаторские бои, толпы людей, которые за всем этим наблюдают и орут что-то…
Скорее всего, это отголоски культа Приапа, который являлся богом плодородия. Такая себе агитация 
Помимо этого остались несколько домов богатых людей. Можно зайти внутрь и посмотреть, как они жили. На стенах до сих пор остались фрески, на которые интересно взглянуть, вот честно. Одно удивляет современного человека — там очень много изображений мужского достоинства в рабочем, так сказать, состоянии. Даже под ногами в камне есть вырублены эти изображения. Некоторые люди топтались по ним, чтоб было счастье.
Есть там и публичные дома, которые очень даже неплохо сохранились до нашего времени. Стояли каменные кровати, на которые что-то стелили, чтобы создать рабочую обстановку. Кстати, это единственный публичный дом такого «возраста» который я видела. Даже не знаю, есть ли еще где-то такие.
В самом здании много эротических изображений. А еще рассказывали, что женщины древнейшей профессии приглашали клиентов к себе воем. Потому публичные дома и назывались лупанарии, от слова «лупа» — волчица. А если мадам хотела у себя дома так работать, тогда на стенах вырубала себе изображение члена. Это было, как вывеска. Кстати, такие дома там тоже есть.
Была в Помпеях два раза, обязательно поеду еще. Т.к. каждый раз можно увидеть что-то новое: раскопки и реставрационные работы не прекращаются. Дома, которые видела в первый приезд, во второй раз были закрыты на реставрацию, зато открыли целый новый квартал. Надеюсь, в этом году наконец-то опять откроют знаменитый дом Веттиев. Совет: входите в город-музей через ворота, что у Амфитеатра, а не через ворота Порта Марина (очередь гораздо меньше, и есть бесплатный путеводитель по городу, в т.ч. на русском языке
, который выдают вместе с билетом).
Очень много людей туда рвется. Особенно видно наших. Идешь так себе, размышляешь, что там и как было и тут слышишь :» Вова, смотри что на стене нарисовано!» И сам уже начинаешь искать, что же там такого на стене нарисовано, что нужно было так об этом кричать. А рисунки действительно свойственные. На входе еще такой смешной гладиатор встречает. дети то и дело норовят у него меч отобрать, а то уж слишком он …эм… пластмассовый
Когда заказываешь экскурсию у гида, оказывается, что в стоимость вход не входит. Нужно отдельно платить, а это 11 евро на человека. Ну это так, небольшой нюанс. 11 евро — это копейки по сравнению с тем, что ожидает на территории. А понимая то, с какой небрежностью итальянцы относятся к достопримечательностям — скоро можно будет увидеть изрисованные граффити стены вместо древней красоты. Мостовые очень красиво камнем обработаны. Даже и не верится, что когда-то это был порт, что море так сильно отступило после того, как Везувий бушевал.
А бани там какие! Я бы тоже и сейчас не отказалась иной раз там попарится. Кстати, несмотря на то, что там была сырость постоянная — очень хорошо сохранилось все до наших дней. Мне кажется, что современные постройки столько не простоят. Даже не кажется, а уверенная на 100%.
Видно, что добровольно народ не собирался уходить. Если бы не землетрясение, так они бы еще долго жили. О чем свидетельствует и то, что во время раскопок было найдено много строительных материалов.
Да, лучше ехать в Помпеи с сентября по май, летом жарковато, но нам все равно понравилось. Главное – водой запастись. Из того, что удивило: «античные» пешеходные переходы (см. на фото) J И еще из мест, до которых редко доходят туристы, но которые стоят того, чтобы их увидеть – Вилла Мистерий (у Геркуланских ворот)! Потрясающие фрески в красных тонах со сценами посвящения новой жрицы Дионисийского культа.
IMG_4276.JPG IMG_4276.JPG
Та да, рисунки на стенах там везде специфические. Мы когда были там, я даже не сразу заметил, что там такое есть. Пока не начал кто-то сзади смеяться и фотографироваться. Потом вернулись мы посмотреть, что же там такое нарисовано и офигели. Это уже дальше и дом публичный и все остальное было. Я всем советую посмотреть, что собой представляет такой древний город.
Знаете, Помпей просто другой был, чем мы себе сейчас представляем. Это сейчас кажется, мол, проститутка- фу-фу-фу. А тогда ничего. И те, кто на себя работали, считались еще круче тех, кто в публичном доме сидел. В публичном доме особо отказать кому-то нельзя было. А если дома, так это как в советском магазине — перерыв на обед, и все тут. В конце концов, должны же были как-то находить клиенты этих дамочек. Нарисовала себе на стене мужской орган и все будут знать, чем ты занимаешься.
Учитывая, как сейчас живут некоторые мадам, которые романы с богатыми крутят — так у половины на дверях такой орган должен был бы присутствовать
Вот как нужно строить здания! Это вам не современные постройки, которые распадаются уже через несколько дней. Там все на совесть делали, так, чтобы увидели еще много поколений, как раньше жили. Может наш нынешний образ жизни тоже кому-то покажется странным. Пусть у нас все по-другому, но ведь дальше будет тоже все не так. Мы просто не можем понять толком, как там все происходило. Я, например, не верю в то, что в книгах правильно описан образ жизни тех людей.
Насчет публичных домов — так они были везде и всегда. Проститутки были нужны всем. Вон, римляне учили своих детей,как нужно заниматься сексом. Сколько было групповых занятий таким делом… Короче, животные инстинкты всегда присутствовали. Это сейчас уже все немного цивилизованно стало. Пусть и спят с кем попало, так хоть не за каждым углом. И на том спасибо.
Помпеи однозначно нужно посетить. Если честно, изначально казалось, что город сохранился действительно частично…Совсем частично. Но по факту — это настоящий перекресток улиц, домов и при посещении необходима карта города. То, что сохранились рисунки в домах, очень помогает прочувствовать атмосферу живого города, людей и тот страх, который они испытывали при катастрофе… Честно, мурашки по коже….
Город просуществовал бы точно гораздо дольше, если бы не Везувий. Настолько хорошо все до нашего времени сохранилось, что просто дух завораживает. Кажется, что там хоть где-то должно быть воспоминание о том, что было все залито лавой, но его нет. На сколько я понимаю, город просто очень сильно накрыло пеплом. Так, будто засыпало, но не «заварило» лавой. По крайней мере его часть так точно. Настолько крепко был построен этот город, что его даже такое не сильно нарушило.
Местные рассказывают о том, что есть такая мысль, будто именно людей вулкан хотел, если можно так выразится, убить. А все потому, что в древнее время здесь было самое развратное место в округе. Все знали, что в Помпее царит бардак во всех развратных пониманиях этого слова. Так открыто нигде не обозначали бордели, ну согласитесь. То есть, с точки зрения религии, это был, как прыщ на одном месте, уж простите за такое сравнение.
Так как Помпеи именно пепел накрыл, но раскаленный до сумасшедшей температуры, люди просто врасплох застыли в тех позах, в которых находились на тот момент. Они не ожидали, что такое может произойти и потому не были готовы бежать. Если верить официальной информации, многие люди в тот момент спали, так как это было раннее утро.
А фигуры сейчас в Помпее оттуда и взялись, что люди, которых пепел накрыл полностью, просто сгорели внутри и остались только пустоты. Когда нашли эти пустоты, то просто гипса залили, вот и можно теперь все увидеть в том виде. Немного страшно смотреть на то, в каких позах люди навеки остались под слоем пыли. Страшно, короче. IMG_0089969.jpgIMG_0269.jpg