Храм Зевса Олимпийского

Погода Kolonaki

ясно

20 °C
Ветер
3.18м/с
Давление
763 мм рт. ст.
Влажность
60 %

Афинский храм Зевса Олимпийского – сооружение уникальное во многих аспектах. Рекорд по длительности сооружения, вдвое меньший период процветания и минимум оставшегося на обширной огороженной площади, и все это в самом центре греческой столицы. Многие скажут, что там нечего смотреть, но это вовсе не так – это историческое сердце Греции.

При первом, беглом взгляде немного странно видеть практически свободную от построек территорию размером в несколько футбольных полей. Однако сохранившееся основание храма и особенно полтора десятка высоченных колонн выглядят внушительно.

Устоявшие колонны соединены перемычками, все конструктивные элементы изготовлены из добытого поблизости мрамора. Месторождение на горе Пентеликон обеспечило поделочным камнем не только храм Зевса Олимпийского, из него построена и арка Адриана, и восстановленные трибуны стадиона Панатинаикос, где прошли первые Олимпийские игры в современной истории.

Среди божеств Древней Греции Зевс был верховным богом, повелевающим всем сущим на земной тверди. Морскими водами и их обитателями повелевал его брат Посейдон, еще один брат Аид ведал царством умерших. У Зевса было многочисленное потомство как от жены Геры, так и от других богинь и смертных женщин. Его дочь Афина  олицетворяла мудрость, покровительствовала художникам и ремесленникам.

Она была и покровительницей Афин, где ей посвящен храм Парфенон на горе Акрополь. Однако храм Зевса Олимпийского намного превосходил все прочие святилища, вместе с прилегающей территорией только немного уступая площади всей скалы Акрополя.

Мощные колонны храма Зевса Олимпийского имеют высоту почти 20 метров. Посетители на фоне этих громадин выглядят совсем маленькими. К сожалению, это все, что осталось от здания длиной в 100 метров.

Для ориентации будущих посетителей Афин в обзоре приводится схема основных сооружений, размещенных в районе храма. Ясно просматривается замысел создателей святилища сделать храм центром притяжения взглядов всех посетителей этого священного сооружения.

Вокруг храма оставлено достаточно места, чтобы рассмотреть его с достаточного удаления, ведь вблизи видны детали, но теряется ощущение величественности.

На схеме обозначены как сооружения, построенные в одно время с храмом и позднее, так и гораздо более ранние, еще за 400 с лишним лет до нашей эры. Именно в это время началось и строительство храма Зевса, но затянулось на долгих шесть веков.

Элементарный путеводитель по территории храма Зевса Олимпийского и окрестностям – схема археологических раскопок находящихся здесь остатков древних зданий и сооружений.

Спецификация к приведенной схеме называет все окрестные сооружения и приводит даты окончания их строительства. Из таблицы видно, что самыми древними являются стена Фемистокла, дворец Аполлона Дельфийского и развалины древнего здания суда.

Обозначены и арка Адриана, около которой и проходит большинство направляющихся к храму Зевса Олимпийского, и другие постройки времен Адриана – римские бани, еще одно святилище Зевса, жилой поселок и более поздний дворец Кроноса и Реи, родителей Зевса.

По легенде, Кронос съедал своих детей из-за предсказания своей матери Геи о лишении ими власти своего отца. Однако Рея ребенка утаила, и предсказание сбылось.

Спецификация объектов, обозначенных на схеме раскопок порядковыми числами. Указано наименование объекта и приблизительные даты постройки, начиная с храма Зевса Олимпийского.

С территории храма Зевса Олимпийского прекрасно просматривается величественный Акрополь, построенный за 5 веков до нашей эры, то есть раньше даже первых попыток строительства описываемого храма. При этом расположенные на неприступной скале культовые сооружения хотя и имеют повреждения, но сохранились достаточно полно по сравнению с несколькими колоннами на большом основании храма Зевса Олимпийского.

Длительность строительства храма Зевса Олимпийского объясняется неоднократными остановками из-за смены правителей либо смерти архитектора. Самая большая пауза произошла в период внедрения Римом христианской религии, что повлекло неприятие всех иных верований. Только приход к власти веротерпимого императора Адриана позволил закончить грандиозный долгострой.

Жемчужиной храма была гигантская статуя сидящего на троне Зевса, копия работы великого Фидия для храма с городе Олимпия, который с афинским часто путают, и осталось от него немного из-за пожара. Статуя Зевса считалась древними греками одним из семи чудес света и разделила судьбу большинства из них – ведь до наших дней из них сохранились только египетские пирамиды.

Описывают произведение Фидия как чудо из слоновой кости и золота (якобы драгоценного металла понадобилось 200 кг). Статуя была около 15 метров в высоту, при 17-метровых колоннах Зевс почти доставал головой перекрытие.

Посещающие храм Зевса Олимпийского туристы фотографируют достопримечательность со всех возможных точек. Часто в кадр попадает Акрополь – комплекс сооружений на неприступной скале.

Разрушение храма произошло не из-за древности или ошибок строителей, это в основном дело человеческих рук. Сооружение имело большой запас прочности, в чем можно убедиться и в наши дни, осмотрев мощное основание из громадных толстых плит в несколько слоев.

Колонны по 2 метра в диаметре установлены на дополнительные подкладки, предусмотрены скрытые крепежные детали. Тем не менее из более чем сотни колонн осталось только то, что видят посетители во время экскурсии.

Древнейшие варианты строения разбирали для сооружения укреплений, защищающих Афины от набегов, а после воцарения римлян властители, имеющие обыкновение использовать сокровища покоренных стран для украшения  собственных сооружений, демонтировали нужные им детали.

Когда Константин Великий в 300-х годах нашей эры фактически легализовал христианство, запрета на иные обряды и верования он не вводил, но Феодосий это сделал, что поставило храм вне закона и лишило государственной защиты.

Высокая сейсмическая активность и расхищения быстро превратили уникальное строение в руины.

Вблизи основание храма Зевса Олимпийского выглядит особенно внушительно. Массивные плиты уложены в несколько рядов, колонны установлены на каменные подкладки. Диаметр колонн в нижней части больше человеческого роста.

В верхней части колонны оканчиваются декоративными капителями, одновременно служащими опорой горизонтальных соединительных балок. Эти конструктивные элементы соединяли колонны в продольном и поперечном направлении, обеспечивая жесткость всего сооружения.

Одновременно верхние горизонтальные балки служили опорой архитравам – главным элементам перекрытий и кровли зданий. Капители кроме их декоративного назначения несли и инженерные функции передачи нагрузок между составными частями зданий.

В храме Зевса Олимпийского применены капители коринфского ордера, сочетающие прочность и изящество.

Верх колонн храма Зевса Олимпийского украшают ажурные оголовки – капители, на которых укреплены продольные и поперечные балки. Эти связи обеспечивают устойчивость конструкций.

Каменная ограда обозначает территорию храма, на которой не велось никакое другое строительство. Возле стен собраны различные составные части, найденные на месте разрушенного здания. Здесь находятся разной степени обработки элементы конструкций и заготовки для них, которые отображены на подборке слайдов.

Каменные блоки вытесывались древними каменотесами вручную, с использованием простейшего инструмента. Представленная коллекция показывает разные стадии обработки камня, от грубого придания формы до чистовой обработки, обеспечивающей плотное прилегание друг к другу без применения связующего раствора.

Конечная стадия выполняется камнерезами, способными воплощать в твердом материале плавные формы.

Помимо основной группы колонн, связанных верхними перемычками, которые посетители рассматривали в восточной оконечности храма Зевса Олимпийского, в его западной части чудом устояли две одиночные колонны и одна лежит, рассыпанная на составляющие элементы. Становится понятной конструкция, состоящая из отдельных дисков, соединяемых затем в вертикальное изделие.  Подробности нужно рассматривать, подойдя ближе.

Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.