С этой же точки хорошо различима гора Ликавит или Ликавиттос (Mount Lycabettus), самая высокая точка Афин – 300 метров над уровнем моря. На вершине с византийских времен находилась небольшая церковь Святого Георгия, неоднократно разрушаемая и восстанавливаемая.
Сейчас кроме церкви на горе оборудован ресторанчик и даже театр под открытым небом. Подняться можно как по дорожке, так и подземным фуникулером.
Вид по направлению с запада на восток охватывает не только колонны храма, но и ближайшие окрестности с парковой зоной и жилой застройкой. На дальнем плане видны окружающие холмы, довольно пологие, без скал и утесов.
На переднем плане уложены плиты основания храма, либо оставшиеся лишними после строительства, либо подготовленные к вывозу, но не вывезенные.
Сейчас весь комплекс находится под государственной охраной, и плиты стали музейными экспонатами, демонстрирующими технический уровень возможностей древних строителей величайшего сооружения Греции.
Вблизи рассыпавшаяся на составные части колонна производит еще большее впечатление, нежели издали. Диаметр дисков превышает рост среднего человека, и вес их явно требует каких-то приспособлений для постановки друг на друга.
Выполнение столь непростой задачи при отсутствии грузоподъемных механизмов возможно только с использованием мускульной силы людей либо тягловых животных.
Скорее всего, сборку колонн из заготовок проводили с временной насыпи, которую постепенно наращивали, а затем разгребали. Возможно и использование строительных лесов, они уже были известны людям тех времен.
На предлагаемом вниманию читателей обзора слайдере подобраны фото отдельных элементов колонн. Все они собраны с территории храма и разложены вдоль ограждающей стены для обозрения и сохранения. Многие диски имеют значительные повреждения, неизбежные при падении с высоты и сопутствующих соударениях.
На некоторых блоках хорошо просматриваются крепежные отверстия для соединения составных частей. Крепежными элементами служили деревянные или металлические стержни, предотвращающие смещение частей.
Известно о применении, в дополнение к стержням из металла, заливки их расплавленным свинцом для большей крепости.
Если после рассмотрения вблизи отдельных элементов отойти к краю огороженной площади храма Зевса Олимпийского, картина становится понятнее. На фоне осматривающих сооружение людей масштаб этого строения представляется достаточно отчетливо.
Если напрячь воображение, грандиозный храм заслонит больше половины доступного для обозрения пейзажа. Утрата подобного уникума, безусловно, печальна, но ход исторических событий, к сожалению, необратим.
Нужно ли возбуждать вопрос о восстановлении храма? Едва ли, ведь всякий новодел теряет прелесть оригинала, к тому же можно потерять нить исторической последовательности событий.
При завершающем обходе территории храма Зевса Олимпийского невольно взгляд притягивается к афинскому Акрополю, благо он виден отсюда достаточно отчетливо. Почему сооружения, построенные еще в V веке до нашей эры, более или менее сохранились, а только что посещенное сооружение разрушено – остается только предполагать.
Видимо, запрет Феодосия не касался столь древних сооружений или обеспечивал хотя бы их неприкосновенность. Влияние землетрясений и иных природных факторов могло смягчаться скальным массивом, на котором располагается Акрополь.
Прежде чем покинуть руины храма Зевса Олимпийского, многие туристы делают завершающий снимок этой экскурсии. Объектом для последнего кадра часто выбирается оголовок одной из одиночных колонн на фоне пронзительно голубого неба Греции.
Верх колонны с живописной капителью символизирует одновременно и вечность прекрасного, и недолговечность всего существующего на нашей планете.
Снимки такой красоты и абсолютной лаконичности редко можно сделать из-за обилия сопутствующих подробностей, здесь же все в чистом виде. Жаль только, что так высока цена этой выразительности.
Совсем уходить от территории храма Зевса Олимпийского еще преждевременно, ведь ранее виденная схема окрестностей изображала вокруг много других достопримечательностей. Побывать в Афинах и не воспользоваться возможностью осмотреть реальные археологические раскопки, тем более столь древних объектов, было бы непростительным промахом.













