Цилиндрическая башня с трехъярусной крышей – Храм урожая, о котором молил небеса лично правитель, сын Неба. Это главное строение религиозно-паркового ансамбля, Храма Неба в южной части китайской столицы. Сооружение считается вершиной китайской религиозной архитектуры, инженерным и художественным шедевром, и это не преувеличение.
Три окружности мраморных террас составляют возвышенное основание, делающее Храм урожая высотной доминантой. Три яруса крыши, в плане тоже круглые, в высшей точке вознесены над основанием на 40 метров. Окружностью в Китае символизировали всесильное Небо, первичное в мироздании, определяющее квадратной Земле погодные условия. Оно же диктовало правила жизни, передавая их населению через своего уполномоченного представителя, императора. Высочайшая концентрация власти в древнем Китае запрещала кому-либо еще обращаться к Небу.
От символики к архитектуре
Только властитель имел это право и обязанность, теоретически отвечая за благополучие державы и населения. Он лично общался с высшими силами, весь облик здания подчеркивал их значение и могущество. Окраска черепицы кровли темно-синяя, символизирует священное Небо и более ни на каких зданиях не используется. Стен как несущих конструкций Храм урожая не имеет, внешняя облицовка легкая, типа перегородок в беседках. Ажурные в нижнем ярусе, выше они сплошные, украшены узорами и иероглифами.
Подниматься в Храм урожая позволяют каменные лестничные пролеты, которых по три с юга и севера, по одному с запада и востока. Каменные парапеты ограждают пролеты и ярусы террас, они вообще распространены в сооружениях Храма Неба. Такие же использованы в Алтаре Неба и павильоне Зала Небесного свода. Столбики лепешек, украшающих парапеты, дополнительно декорированы облаками, фениксами и драконами. Эти же изображения выбиты на мраморных плитах, размещенных на ярусах центральной лестницы.
Как и на чем держатся все ярусы крыши, достаточно тяжелые, не понять без входа внутрь. Вошедшим бросается в глаза обилие мощных подпорных столбов, воспринимающих нагрузку от крыш. Четыре самых мощных и длинных колонны держат центральный шатер крыши, каждая символизирует время года. Двенадцать следующих, понятно, обозначают месяцы года и держат средний ярус. Столько же периферийных, подпирающих нижнюю крышу, означают двухчасовой промежуток, дальше китайское время от общепринятого отличалось.
Два часа делились на 8 промежутков Кэ, из них каждый – на 15 Хуби. В итоге самой меньшей единицей получалась опять же минута. Однако наша тема – не о счете времени, не о разительном отличии китайской храмовой утвари. Продолжим описывать Храм урожая, интерьер которого поразительно отличается от религиозных строений любых верований. Центр помещения занят жертвенником, выполненным квадратом, подчеркивая подчиненность Земли всесильному Небу. Описанная вокруг окружность других жертвенных столов утверждает небесное владычество.
От зодчества к вопросам веры и обратно
Китайские культовые здания, антураж богослужений от прочих отличаются, и значительно, но суть в отличии верований. Не углубляясь в теологические тонкости и детали вероисповеданий, следует заметить, что поклонение абстрактному Небу ничем не хуже любой религии. Любая вера предполагает божество, источник жизни, представляемое богочеловеком, в китайском случае – императором. Единственным существенным отличием древней китайской религии являются натуральные жертвоприношения, практиковавшиеся до первого десятилетия прошлого века.
Порядок представления подношений и способ доставки на небо описаны в статье об Алтаре Неба. Это самое южное сооружение комплекса, где проходила эта часть процедуры. Собственно молитву император совершал отдельно, Храм урожая предназначался исключительно для этого. Из даров здесь представлялся драгоценный нефритовый шар, изображения которого в натуральную величину присутствуют во множестве. По кругу на время церемонии расставляли таблички, символизирующие предков, стихии и природные явления.
Остальное время эмблемы находились в Зале Небесного свода, соединенном с территорией Храма урожая Священной дорогой. Возвращаясь к молитвенному помещению, отметим половое покрытие из плит зеленоватого мрамора, уложенных окружностями. Отделенные красными парапетами с позолоченными головками лестницы ведут на ранее показанную центральную площадку. Там за темной плитой находилась статуя Будды, почему-то скрытая от обозрения, хотя буддизм в Китае признавали.
Кажется невероятным, но Храм урожая оборудован колоннами из цельных древесных стволов, порода именуется махил. Оно чрезвычайно медленно растет, древесина необыкновенно прочна и совершенно не подвержена гниению. Монолитные опоры позволили обойтись без перекрытий, роспись нанесена на изнаночную сторону кровли и ограждающих панелей. Нижний ярус полностью красный, такова же окраска колонн, некоторые расписаны повторяющимися узорами золотой краской.
Покидаем Храм урожая для наружного осмотра
Приземистым цилиндром нижнего яруса Храм урожая близко подошедших посетителей скорее подавляет, чем восхищает. Оценивать строение необходимо с некоторого отдаления, чтобы охватить взглядом целиком. Синяя глазурованная черепица кровель отсюда не видна, наблюдаются нижние подвесные украшения в форме фигурных скобок. Синий цвет в разнообразных оттенках явно преобладает, за исключением нижнего пояса красных решетчатых панелей облицовки.
Прямоугольные элементы панелей трактуются как отражение земной сущности, небесная синева остальных поясов преобладает. Они и выглядят живописнее за счет рисунков и иероглифов, опоясывающих башню на нескольких уровнях. Не менее живописными смотрятся мраморные ограждения террас и парапеты лестниц, осматриваемые при спуске на площадь. Особо ценными выглядят рельефы на мраморных плитах, даже оборудованные защитными экранами. Сюжеты на них традиционны, как и порядок расположения.
Верхняя плита – с изображениями драконов, императорских символов, среднюю украшают фениксы императрицы, нижнюю – облака. Китайцы порой рассматривают старинные реликвии внимательнее иностранцев, из-за лучшей исторической осведомленности. Но Храм урожая – не единственное строение на огороженной квадратной стеной территории, именуемой Алтарем урожая. Восточный и западный корпуса прямоугольной конфигурации предназначались для вознесения молитв второстепенным божествам.
Южную сторону площади замыкают Ворота молитв о хорошем урожае, за ними видны ранее описанные Южные кирпичные ворота. После преобразования императорского Храма Неба в общедоступную достопримечательность второстепенные молельни стали музейными зданиями. Ворота и оба корпуса – с традиционными китайскими крышами, характерными загнутыми углами карнизов с ритуальными фигурками. Площадь, как и другие в огромном комплексе, вымощена каменными блоками и удобна для прогулок.
Интерьер и экспонаты Восточного зала
Наиболее интересен для посещения Восточный зал, рассказывающий о том ка строился, как устроен и как реставрировался Храм урожая. Из исторического убранства в нем остались только потолок и пол, стены почти полностью заняты экспозицией. Но небольшой свободный от стендов участок имеется, это фактически легкая перегородка со световой решеткой. Стенды оформлены довольно красочно, чередуются фотографии и пояснительные тексты, есть внутренняя подсветка. Объемные витрины в центральной части помещения демонстрируют самые любопытные экспонаты.
Храм урожая здесь представлен уменьшенной копией, что дает недостижимый в реальности полный обзор башни. Архитектурные элементы представлены весьма полно и достоверно, чего нельзя сказать о надписях и рисунках. Пробелы в предыдущем восприятии сооружения здесь устраняются, кажется целесообразным рекомендовать посещение музея перед посещением объекта. В таком варианте турист придет в Храм урожая подготовленным, как после квалифицированной лекции специалиста.
Особенно познавателен вертикальный разрез постройки, устраняющий все вопросы по конструктивному решению оригинальной башни. Объемное воспроизведение внутреннего устройства достигнуто распространенным в макетировании методом удаления половины сооружения. Получаем видимыми внутренние детали, попавшие в плоскость разреза изображаются также в разрезанном виде. Вскрытый таким образом Храм урожая особенно привлекает детей схожестью с игрушечными домиками.
Есть еще большой стенд со схемой опорных колонн, поддерживающих все остальные конструкции изящного строения. Немногим понятен изложенный иероглифами пояснительный текст, но имеющие навыки чтения чертежей обходятся без него. В противном случае нужна помощь русскоговорящего гида, которых в Пекине немало, сотрудничают охотно, но небескорыстно. Можно обойтись и без пояснений, особенно если нет интереса инженерного плана, воспринимая как иллюстрацию книги на незнакомом языке.
Однако с экскурсоводом, говорящим на русском, намного легче воспринимается и остальная представленная на стендах информация. Иначе опять же придется рассматривать картинки, которые не всегда понятны без пояснений. История строительства и архитектура здания изложены с увлекательными подробностями и нюансами, отсутствующими в путеводителях. Рассказано о предмете и сути реконструкций, которые пережила древняя постройка за долгие годы своего существования.
Западный зал
Предметом выставки Западного зала является сама церемония, ради которой строили и Храм урожая, и комплекс. Вряд ли стоит описывать порядок подготовки и прохождение церемонии в статье об одном из строений Храма Неба. Это уместнее сделать в общем описании всего ансамбля, которое убедительно напрашивается и обязательно будет выполнено. Оформление зала не менее красочно, чем предыдущего, по сравнению с ним добавлены постаменты с экспонатами.
Одно только количество черных пояснительных стендов красноречиво свидетельствует о сложности многоэтапного действа. Восприятие иностранцев облегчено наличием английского перевода, сейчас им владеют многие россияне и все европейцы с американцами. Не вдаваясь пока в подробности, следует предположить, что предварительный просмотр в начале экскурсии облегчил бы понимание сути увиденного. Музейных экспонатов в Западном зале представлено сравнительно немного, но витрины оформлены привлекательно.
Далее задерживать внимание читателей обзора на одном из объектов обширного комплекса кажется некорректным. Храм урожая хотя и самый высокий, и самый значимый, но далеко не единственный в Храме Неба. Получается, что описан в статье не только Храм урожая, но и большая часть других сооружений на территории одноименного Алтаря. Тем самым проделана значительная часть работы по представлению самого масштабного пекинского комплекса, превосходящего площадью Запретный город вместе с площадью Тяньаньмэнь.
Храм урожая и пограничный с ним объект
На финишной фотографии статьи обозреваемое строение представлено уже из-за стены, ограждающей территорию Алтаря урожая. Даже оттуда Храм урожая выглядит величественно, как и было задумано древними китайскими зодчими. Западные ворота на территорию Алтаря урожая устроены аналогично всем прочим, под зеленой крышей, цвета Земли. Фасад с тремя арками разной высоты и закрытым императорским входом поднят на уровень верха стены. Этим входом пользовался властитель, прибывая из Дворца Воздержания.
Заострять внимание читателей, намеревающихся посетить Храм Неба в Пекине, на обязательности посещения какого-либо объекта бессмысленно. Их набор определится на месте, либо групповым экскурсионным маршрутом, либо личными предпочтениями, или даже самочувствием. Однако Храм урожая не будет обойден стороной ни одним посетителем при любом раскладе. Не зря эту приметную башню частенько называют именем всего религиозно-паркового ансамбля. На этом замечательное творение с нашими читателями расстается, но не прощается.