Грандиозными габаритами амфитеатр Флавиев, или Колизей, в Риме превосходит подавляющее большинство прочих сооружений. Фигурки монтажников, работающих с защитной сеткой, использующейся при ремонтных работах, иллюстрируют размеры древнего стадиона. Он был построен на месте Золотого дома Нерона, огромного дворцового комплекса, уступающего площадью только Запретному городу Пекина. Главная арена кровавых гладиаторских схваток знала и невиданную популярность, и периоды запустения, ремонтов и реконструкций.
Колизей в Риме был известен древним грекам, фигурировал в номинантах на место среди чудес света. Тогда – не попал, зато сохранился, не в пример другим, уцелевшими остались только пирамиды фараонов Египта. Вместе с ними воспроизведен миниатюрным в пекинском Парке Мира, наравне с чудесами древними и позднейшими. Однако в семерке от 7.07.2007 занял второе место, уступив по голосам лишь Великой китайской стене. Побывав в роли месторождения стройматериалов, Колизей в Риме пострадал и сохранился благодаря нескольким католическим понтификам.
Визуально кажущийся круглым, Колизей в Риме имеет форму овала, или эллипса с осями 190/160 метров. Не блещет разнообразием архитектурных элементов, несущие стены испещрены арками, из декоративных – накладные колонны либо пилястры. Присмотревшись, обнаруживаешь отличия капителей на разных ярусах, на такой громаде это в глаза не бросается. В арках средних ярусов были статуи, ни одной не уцелело. Однако подавляющая грандиозность сооружения затмевает однообразие, ритмичная повторяемость деталей становится малозаметной, отступает на второй план.
Строители и разрушители, хранители и реставраторы
Постройка датируется 80-м годом нашей эры, возводили ее императоры Веспасиан и Тит, отец и сын, унаследовавший трон от предка. Брат младшего Флавия, Домициан, подозревался современниками в причастности к его ранней кончине. Сменивший Тита на престоле, он значимо усовершенствовал подсобные помещения ристалища. Династия из трех родственников возникла после самоубийства бездетного Нерона в 68 году, после правления по несколько месяцев его полководцев. Гальба, Отон и Вителлий побили друг друга, Веспасиан оказался всех сильнее.
Однако памятная доска упоминает только Флавиев, причем мелким шрифтом, и порицает старое, языческое использование постройки. Далее упоминаются Папы Клемент X и Бенедикт XIV, побелившие и отделавшие мрамором Колизей в Риме. Доску создавали и устанавливали во времена папства Пия IX-го, частично восстановившего и обезопасившего древнее строение. Его имя прописано наиболее крупными буквами и цифрами, 1852 трактуется некоторыми как время реального строительства. Огромный временной промежуток вывеской просто упущен.
Периоды упадка и разграбления, современное внутреннее состояние
Гладиаторские схватки как несовместимые с христианством запретил правитель Западной римской империи Гонорий в 405-м году. Травли зверей проводились до смерти короля остготов Теодориха Великого в 526-м году, далее начался упадок. Помещения под трибунами в VI веке стали жилыми, либо мастерскими ремесленников, арену использовали под кладбище. Всплеск организации зрелищ произошел в XI – XII веках, когда Колизей в Риме принадлежал сначала аристократическим семействам, затем народу.
Проведение боев быков прервало землетрясение 1349 года, обрушившее южную часть амфитеатра и изрядно повредив остальные. Началось растаскивание материалов, поддержанное высшим сословием, кардинал Барбо (будущий Папа Павел II) выстроил Палаццо Венециа. Здание сейчас – музей, следующий Павел появился менее чем через век и тоже строился. Просторный трехэтажный дворец Фарнезе, названный его мирской фамилией, возводили знаменитые Сангалло и Микеланджело, здесь – французское посольство.
Изобилие сквозных арок делает Колизей в Риме похожим на гигантские пчелиные соты причудливой формы. Такое устройство, вместо монолитного, строительство усложняло, но обеспечивало снижение нагрузки на нижние ярусы. Наклонные площадки зрительских трибун сохранились лишь частично, в основном – двух верхних ярусов из трех существовавших. Восстановленный фрагмент сидений для публики расположен в восточной части арены, как раз над обзорной площадкой. Его мы позже продемонстрируем, сейчас опишем амфитеатр в целом.
Древние зодчие рассчитали оптимальный уклон трибун, сочетающий видимость зрелища и удобство перемещения зрителей, их безопасность. Непосредственно у борта арены сохранились закрытые ложи знатных римлян, распределенные персонально. Выделяется габаритами императорская ложа, где ревнителями христианства позднее установлена христианская эмблема. Доступность для нынешних посетителей Колизей в Риме обеспечивает ограниченно, осмотр помещений под ареной — с настилов.
Колизей в Риме на ближних планах
Обещанный фрагмент мест для зрителей – единственный восстановленный, реставраторы занимаются участками, состояние которых критично для безопасности. Отсутствующие трибуны открывают обзор внутренних помещений, разграниченных перегородками, с арками выходов в общий кольцевой коридор. Гладиаторы там размещались либо дикие звери, неясно, возможно, те и другие, есть разделительная решетчатая перегородка. Выход для участников схваток огражден веревкой на стойках, предупреждающих внутренние экскурсии.
Расположенная по центру северной части эллипса, императорская ложа доступна для посещения, но сохранились там только постаменты от статуй. Тем не менее объект популярен, представить себя на месте правителя могущественной империи хочется многим. Однако перекрытие арены восстановлено только в восточной части, чтобы была возможность осмотра ранее скрытых подробностей. Все эти помещения и перегородки появились в правление Домициана, первоначально здесь был по сути бассейн.
Искусственный водоем подобных размеров позволял проводить морские сражения, выпускались реальные боевые корабли. Сохранились свидетельства жестокости таких схваток, не уступающие боям на арене. Переделки Домициана этих возможностей Колизей в Риме лишили, однако расширили площади вспомогательных помещений. Для любого современного стадиона или цирка незаметные, но жизненно необходимые подсобки важны, это уяснили древние. Доступ посетителей вниз отсутствует, на фото видно продолжение реставрационных работ с фиксацией вторым участником процесса.
Колизей в Риме как часть истории и городского пейзажа
Древний амфитеатр стал неотъемлемой частью облика итальянской столицы, ее наиболее распространенным и популярным символом. Проходящий рядом проспект многократно моложе, проложен к 1932 году по инициативе Бенито Муссолини. Будущий союзник Гитлера соединил центральную в городе площадь Венеции, названную по дворцу Павла Второго, с источником материалов для его строительства, каковым был, как уже сказано, Колизей в Риме. Виа дель Фори Империале прошла по археологическим раскопкам, уничтожив часть тех самых императорских форумов, в честь которых названа.
Бывший марксист, в начале прошлого века познакомившийся с Лениным, поломал часть истории, затем судьбу страны. Первое государство победившего фашизма, проиграв Вторую мировую войну вместе с Германией, надолго стало изгоем. Муссолини прикончили собственные сограждане, партизаны итальянского Сопротивления, но это не возвратит многочисленных жертв войны. Безмолвный и колоссальный, Колизей в Риме от диктатора не пострадал, и война его не повредила. Потому сохраняется возможность посетить чудо света современного перечня, сооружение величественное и запоминающееся.
Знаете, какое было моё первое впечатление при посещении Колизея? Красивое, но невероятно жестокое место, с очень плохой энергетикой. Ощущаешь, как сотни голосов с мольбами о помощи буквально проникают в голову. Бр-р! Для меня, это одно из самых негативных мест на земле (в смысле состояния энергетического поля) в которых мне доводилось побывать.
>
Вот и я не люблю и не понимаю восхищение Античными развалинами! Даже не такими жестокими, как колизей. И не только в Риме, но и в Греции, и в Крыму. И аура там не лучшая, и вообще лучше в картинную галерею сходить, как по мне, или полюбоваться закатом над морем
>
Ну почему же)) Античные развалины — это не всегда арены для битв. Это и дворцы, и храмы, и театры, и стадионы, и библиотеки. Наследие огромной культуры, которая была на поразительно высоком уровне уже много тысяч лет назад. Это впечатляет. Лично я не могу не восхищаться гением архитекторов и скульпторов Античности. А вот эпоха Средневековья с её мракобесием, охотой на ведьм, эпидемиями, реками нечистот, текущими прямо по улицам, кажется куда более мрачной и антигуманной.
А мне Колизей наоборот понравился! Это свидетельство величия человеческого духа и Римской империи, и именно этой энергетикой он пропитан, а вовсе не мольбами гладиаторов о пощаде. Я как раз представляю себе грандиозные ристалища, кучу народа, среди которых есть патриции и простой люд.По такой логике, как у автора поста про негативную энергетику Колизея, и современные стадионы можно причислить к энергетически плохим местам, ведь там у футболистов чуть ли не ноги отрывают. А Колизей — это по-настоящему здорово! Как и весь «Вечный город»…
Многие памятники архитектуры не вызывают того восторга, который разрекламирован в туристических проспектах. Колизей сам по себе величественное сооружение и вызывает уважение из-за человеческой мысли. В ту далекую эпоху возвести такое сложное в архитектурном плане здание — это уже подвиг. Он стал символом Древнего Рима, да и всей античной эпохи.
Камни умеют хранить историю, вот только необходимо бережно относиться к таким вот памятникам прошлого, чтобы они с удовольствием делились своими секретами.
Лично я в восторге от Колизея, как в принципе и от Рима в целом. По моему мнению, это невероятнейшее наследие прошлого, тех эпох, которые нам никогда не суждено понять до конца. Каждый раз, когда я приезжаю в Рим, то обязательно иду по мощеным улицам к этому античному гиганту, к Колизею. Единственное, я никогда не тратила время на гигантскую очередь, которую нужно отстоять, чтобы попасть внутрь (кто-таки это сделал?). Прошлым летом я еще долго оглядывалась на свое самое любимое место в Риме, когда уже пришла прощаться и двигаться дальше, в не менее прекрасную Флоренцию.