Крупнейший по площади и количеству помещений дворцовый комплекс в мире, Запретный город Пекина поражает размахом. Построенная Мао Цзэдуном в пику прошлому великолепию площадь Тяньаньмэнь вовсе не затмила древнего творения. Даже название символа народной революции заимствовано у южных ворот старинного ансамбля – Врата Небесного Спокойствия. Побывав на площади с мавзолеем Великого Кормчего, большинство туристов переходят в Запретный город этим путем. Главные здания расположены на центральной оси цитадели, окруженной рвом с водой.
Происхождение названий дворцов и сооружений, заполняющих Запретный город, уходит вглубь давно прошедших столетий. Многие имеют своими наименованиями вариации термина Гармония, основы китайского религиозного и философского мировоззрения. Издревле эта нация исповедовала не постижение природы для достижения превосходства, а единение и мирное слияние. Императоры Китая жили на широкую ногу, располагая залами или дворцами для каждой государственной процедуры.
На плане территории Запретный город выглядит скоплением прямоугольников и квадратов, это китайское представление о Земле. Переодевание и отдых, приготовление и репетиция речей проводились в разных помещениях. На планшете каждое сооружение обозначено хотя и символически, но узнаваемо. Расставлены дворцы по единому замыслу, учитывая степень официальности и круг допускаемых лиц. Периферийное положение занимали конторские здания и спальные помещения императорского семейства. Древний чертежник выделил более значимые здания яркими цветами.
Вторым названием – Пурпурный город дворцовый комплекс обязан преобладающему цвету черепицы кровель зданий. Этот цвет символизировал императорское достоинство, превосходство над населением и близость к Небу. Безапелляционность утверждения божественности, отрыв от народа и даже ближайших соратников сослужил императорам недобрую службу. Покорность подданных не раз прерывалась мятежами и восстаниями, в итоге приведшими к республиканскому строю.
Третье название, более позднее, именует Запретный город городом бывших властителей, что прозаично, но точно. Город Гугун таковым и является, его много раз пытались разрушить захватчики, а последними – воинствующие хунвэйбины. Величественному ансамблю суждено было уцелеть и в Средневековье, и в Культурную революцию. Сейчас это непременный объект посещения многочисленными туристами со всего мира.
Запретный город глазами туриста
Самая большая площадь беспрецедентного жилища китайского императора использовалась для публичных государственных процедур. Здесь оглашали указы, встречали победоносные войска с плененными врагами, наказывали и даже казнили нерадивых чиновников. В моменты таких знаменательных событий на площади собиралось около сотни тысяч человек. Столько тогда не могла уместить на своей территории ни одна площадь остального мира.
Императоры в Китае почитались фигурами божественными, для простых смертных недоступными и неприкосновенными. Одни лишь императоры пользовались центральными входами в ворота и здания. Даже мост через рукотворную реку Золотая Вода для них был отдельный, даже главная дорога по площади. Дорогу надо выделить особо, она выложена несколькими слоями мраморных плит и поднята над уровнем всей площади.
Западная сторона площади среди прочих зданий включает административное, Канцелярию императора, выделяющуюся сравнимой с дворцами высотой. Главное государственное учреждение средневекового Китая фактически управляло от имени императора войсками и гражданской жизнью в мирное время. Существовали еще и цензоры, надзирающие за прочими чиновниками как полпреды императора.
Однако вернемся от государственного устройства к нашей непосредственной тематике. Здание императорской Канцелярии покоится на мощном цокольном этаже, над которым два этажа для чиновников. Возвышенный первый этаж окружен сплошной террасой с единственной входной лестницей. Типичная китайская крыша с загнутыми углами призвана быть преградой для негативной энергии и недобрых духов, отбрасывая их, словно трамплин.
Главный дворец резиденции
Таково же устройство крыши Дворца Вечной Гармонии, главной достопримечательностью которого является монументальный мраморный рельеф. Искусно выполненные резные изображения девяти драконов, играющих жемчужинами в облаках, уникальны и неповторимы. Мраморная плита с выпуклым рисунком почиталась наравне с изображениями божеств, по ней не ходил даже китайский император.
Внутри крупнейшего здания комплекса Запретный город находится Зал Вечной Гармонии с главным троном китайских императоров. Постамент поднимает правящее кресло на два метра выше пола, чем подчеркивается величие правителя. Изделие из ценного сандалового дерева богато украшено, окружают трон позолоченные колонны. Среди убранства замаскированы стеклянные шары с ртутью, при вражеском проникновении они предназначены для уничтожения напавших.
Проход этот именно для властителя и предназначался, но преодолевал он этот путь в особых носилках, палантине. Своеобразную кабинку с рукоятками для перемещения несли служители, ступающие на боковые лестницы. Император проплывал над священным изображением, однако полного смысла этого обряда мы не постигли. Остальные проходы оборудованы традиционным способом и предназначены для высших лиц, прибывающих на важнейшие церемонии.
Вокруг Дворца Вечной Гармонии
Возвышенные террасы вокруг Дворца Вечной Гармонии, огражденные каменными и металлическими балюстрадами, содержат много интересного. На них расставлены большие бронзовые курительницы, символизирующие китайские провинции, которых некогда насчитывалось 18. Террасы особенно привлекают любителей фотографировать, с высоты доступны более привлекательные ракурсы.
Наряду с виденными у входных ворот статуями львов, Запретный город украшен еще многими скульптурами. Они искусно выполнены из бронзы и мрамора, изображают царя зверей и мифического дракона, фантастических и реальных животных. Водруженные на пьедесталы журавль и черепаха по китайским поверьям символизируют семейные узы и долголетие. Темный цвет этих статуй выделяется на общем фоне, привлекая внимание.
Достижение преклонного возраста китайцы почитали знаком благодетели, народная медицина искала средства продления жизни. Поэтому столь почитаемы его символы, они встречаются здесь неоднократно. Достойны внимания и ограждения веранд и террас, металлические и мраморные. Каменные перила мощнее и основательней, металлические более ажурны, решетка изображает неведомые непосвященным символы.
На восточной и западной террасах Дворца Вечной Гармонии установлена еще одна статуя черного журавля долголетия семейного союза. В одной ограде с нею еще два монумента или предмета, тоже символические. На фигурной подставке – нечто похожее на зеркало, только без отражающей поверхности. Это не что иное, как солнечные часы, олицетворяющие одну из дворцовых церемоний. Ежегодно император утверждал календарь на следующий год, это была его прерогатива.
Пузатый бронзовый сосуд, стоящий на трех шарах – мера объема сыпучих продуктов, служившая эталоном измерения. Почиталась также императорской символикой, гарантировала правильность учета и расчетов с поставщиками двора и внутри страны. Властитель Китая считался гарантом справедливости в стране, но почитание его величия внедрялось принудительно. Отсюда – восстания и трагедии, вроде происшедшей в парке Цзиншань.
Императорская гардеробная
Далее посетители видят Дворец Центральной (Совершенной, Полной) Гармонии, где император отдыхал и переодевался перед официальными церемониями. Сравнительно небольшое здание увенчано одинарной крышей с шаром на вершине шатра. На углах коньков по девять ритуальных фигурок, это число считалось императорским символом. По периметру дворца расставлены колонны со своеобразными капителями, поддерживающие наружный портик.
Размеры здания намного меньше крыши и колоннады, получается круговая крытая галерея для прогулок и отдыха. Экскурсанты здесь в тени прослушивают повествование гида, либо просто скрываются на время от пекущего зноя. Судя по преобладанию легких одеяний, погода в день посещения была жаркой. Внутри похожего на парковый павильон дворца располагается одноименный Зал переодеваний, приема министров и репетиции речей.
Даже гардеробная китайских властителей оформлена с дворцовым шиком, как подобает персонам божественного происхождения. Внутри помещения по периметру стен также сооружена колоннада, придающая торжественность и одновременно обеспечивающая дополнительную устойчивость. Продолговатые оконные проемы забраны металлическими решетками, делающими обзор помещения снаружи затруднительным.
Отдыхать и менять одеяния императору надлежало в обстановке, приличествующей высокому титулу. Поэтому Зал Совершенной Гармонии оборудован троном, предстающим торжественным подиумом для царского места. Несколько лесенок с богато украшенными поручнями предполагали подъем на доклад или аудиенцию персонам различного ранга. Блистающая стенка за троном и плакаты с иероглифами подчеркивают важность персоны.
Приведенный крупным планом фрагмент красочного украшения характеризует мастерство художественной обработки металла. Со стороны достаточно сложно определить способ, которым выполнены затейливые рельефы. Возможно, это выдавливание объемных изображений с оборотной стороны тонкого листа, литьем четкости линий добиться трудно. Редкие проблески яркого цвета свежего металла подчеркивают старость изображения.
Переходим во Внутренний двор императорской резиденции
Наиболее доступная, публичная часть территории резиденции правителей Китая – Внешний двор на этом заканчивается. Не забудьте еще осмотреть здесь дворцы и залы Воинской Доблести и Литературной Славы. Остальной Запретный город, его Внутренний двор, в имперские времена был еще более закрытым от посторонних. Пограничным строением являются Ворота Небесной Чистоты, охраняемые еще одной парой львов на входе и копытными чудищами внутри.
Дракон ли это или еще какой-то персонаж китайских легенд, мы доискиваться не стали. Проследовали во Дворец Небесной Чистоты, чтобы осмотреть интерьеры этой уменьшенной копии Дворца Вечной Гармонии. Предназначался Зал Небесной Чистоты для ночного отдыха высшего должностного лица страны, почти божества. Как и другие наполняющие Запретный город дворцы, этот не мог обходиться без трона.
Трон Дворца Небесной Чистоты уступает грандиозности аналогичного сооружения в Зале Вечной Гармонии, но тоже великолепен. Прежде всего привлекает внимание красочно декорированная тронная стена позади императорского кресла. Выше нее, на черном фоне – девиз правления, на красных столбах колонн изречения правителей. Курительницы благовоний между лесенками и большие зеркала за троном призваны отпугивать недобрых духов.
Торжественна и красочна внутренняя отделка всего помещения, некоторые детали уникальны. Прежде всего это резной сандрик над дверным проемом необычной конструкции, бронзовые чеканные панели украшения стен. На красной обивке выделяются изящные бронзовые вставки, строго и красиво оформлены дверные створки выхода наружу. Старинные сосуды на столике в углу могли служить для ритуальных церемоний.
Тронное помещение Дворца Небесной Чистоты было не только спальным местом правителя, оно было многофункциональным. Император принимал здесь иностранных посланников, проводились торжественные приемы и некоторые обряды. Династия Цин завела порядок, когда гроб с телом почившего властителя несколько дней находился подле трона. Только после этой процедуры, схожей с уходящим обычаем православия, его перемещали в мавзолей.
Память о предках
Почитание предыдущих поколений в Китае было характерно для всех сословий, императорские семейства не были исключением. Запретный город для таких поклонений имел специальное здание, сейчас превращенное в музейную экспозицию. Зал Почитания Предков располагается с восточной стороны Внутреннего двора. Большие бронзовые чаны у входа служили для хранения аварийного запаса воды на случай возгорания деревянных строений.
Внешне Дворец Почитания Предков выглядит похожим на другие здания резиденции, от двухъярусной крыши до входа. Несколько лестничных маршей предполагали сословное разделение даже в поминальном обряде, только император и императрица проходили центральными лестницами. Для услаждения взоров перед процедурой поминовения проход в центре украшен мраморной плитой с морскими коньками.
Поминальные статуи бывших правителей для привыкших к европейской скульптуре кажутся непривычными. Если цветная раскраска в Старом Свете присутствует, она типична для католических храмов, то позы удивляют. Императоры абсолютно статичны, никаких намеков на изображение движения нет. Такая сложилась в стране изобразительная манера, соответствующая созерцательному мировоззрению.
Экспозиция содержит и скульптуры иного рода, где угадываются запечатленные движения изображаемых персон. Эти статуи расставлены по сторонам дверного проема, над которым снова живописный карниз – сандрик. Нужно быть сведущим в искусствоведении Китая, чтобы определить эпоху происхождения скульптур различного стиля. Ввиду отсутствия таких познаний комментировать не представляется возможным.
Сравнить скульптуры различной манеры исполнения позволяет еще один фрагмент выставочного пространства. Здесь совсем рядом расположена раскрашенная фигурка со статуей и бюстом, оба изделия без окраски. Бесстрастность и статичная поза медитации первой резко контрастирует с однотонными произведениями. В них не просматривается динамики, отличаются они живым выражением лица изображаемых.
Говорить об узнаваемости персонажей экспозиции Дворца Почитания Предков нельзя, для этого нужны глубокие исторические знания. Рядовым посетителям остается уповать на познания сопровождающего гида, но для этого нужно понимать английский. Такие же познания необходимы для прочтения поясняющих текстов, которые на фото не видны. В противном случае остается любоваться мастерством скульпторов.
Один из малых храмов и жилище императрицы
Теперь имеет смысл вернуться к Дворцу Небесной Чистоты, чтобы рассмотреть миниатюрные сооружения, похожие на макеты храмов. Павильоны на самом деле – настоящие храмы, но без внутренних помещений. Восточный символизирует неделимость и целостность территории страны, которой постоянно угрожали иноземные завоеватели. Западный привлекал богатый урожай риса, основной пищи китайцев.
Оба павильона в уменьшенном масштабе соответствуют типичным конструкциям китайских религиозных строений. Мощное ступенчатое основание приближало храм к небу, обители богов, родственников правящего императора по официальной идеологии. Сакральный смысл загнутых вверх углов крыши – тот же, что у императорских дворцов. Сияющий шар на вершине зданий – буддийский символ знания и исполнения желаний.
Дворец и покои императрицы
Несколько похожее на мужской Дворец Полной Гармонии здание с таким же шаром на вершине – Дворец Соединения. Отличается оно низким основанием, отсутствием ступеней и меньшим числом колонн, в целом менее габаритно. Здесь располагались покои императриц, здесь они почивали и собирали свой женский двор. Трон императрицы гораздо скромнее мужского, более камерный. Интерьеры помещения декорированы с преобладанием красного цвета.
За редкими исключениями, императрицы Китая были отстранены от политической жизни, редко бывали на публике. Их уделом было рождение и воспитание наследника престола, общение с узким кругом приближенных дам. Супружескую верность гарантировало отсутствие на территории полноценных мужчин, прислуживали только кастрированные евнухи. Императрицы следовали судьбе мужа, прямо в покоях повесилась супруга Чжу Юцзяна.
Императорский сад – деревья и камни
Запретный город китайских правителей практически лишен зелени, единственное исключение – Императорский сад на северной границе. Под место отдыха правителей могущественного государства выделено на удивление мало места, габариты его на считанные метры паревышают размеры типичного поля для футбола. Столь небольшая пелощадь буквально напичкана достопримечательностями, которые далеко не всем нравятся.
Зеленые насаждения Императорского сада можно подразделить на растительность фоновую и декоративную, по китайским понятиям. С фоном все ясно, а вот декоративность здесь трактуется своеобразно. Таковыми считаются деревья наиболее причудливых форм, созданные природой самостоятельно либо с человеческой помощью. Замысловатые растения здесь являются предметами углубленного созерцания, вызывающими сложные индивидуальные ассоциации. Часто ими восхищаются, есть даже случаи преклонения перед отдельными выдающимися образцами.
Широко известна легенда о происхождении сплетенных деревьев, украшающих до наших дней Императорский сад. Некий правитель погубил мужа понравившейся женщины и добился согласия вдовы на брак. Условием были пышные похороны убитого, вдова заколола себя и была похоронена вместе с мужем. Через год выросли обнимающиеся деревья. Китайцы искусственным образом усложняют контуры древесных стволов при их развитии, аналогично комнатным Бонсаям.
Императорский сад, как и другие китайские парки, содержит и привычные глазу европейцев стриженные живые изгороди. Однако здесь их меньше, они не занимают доминирующего положения, как в регулярных ансамблях французского стиля. Это не только значительное различие художественных вкусов и предпочтений, это разное восприятие мира и мировоззрения. Своего китайцы не навязывают, но и не изменяют ему.
Статуи и камни среди деревьев
Своеобразие китайских садов и парков, и Императорского в частности, в широком использовании камня при декорировании. Используют его не только как материал для скульптур, колонн и других элементов, требующих обработки. Популярно было прежде и применяется до сих пор создание композиций из натурального природного камня без вмешательства в его облик. Императорский сад содержит все варианты каменных украшений.
Императорский сад служил местом отдыха только правящему семейству, учителя детей и гости были редкими исключениями. Меняющиеся со временем правители имели свои пристрастия в проведении свободного времени, менялись занятия и увлечения. Однако стилистика оформления оставалась традиционной, поэтому Императорский сад обоснованно относят к подлинным свидетельствам древности. Подлинны и отдельные украшающие его изделия.
Следующая фотография представляет яркий и наглядный пример использования природного необработанного камня. В чем-то создание искусственным путем таких фантастических нагромождений, какие и в природе редко встретишь, схоже с рукотворными руинами европейских парков. Европейский пример — Римские руины в Шенбрунне, при этом больше все-таки различий, нежели сходства.
Китайские каменные композиции разительно отличаются от аналогичных японских применением значительно большего количества исходного материала. Частично это объясняется скудностью ресурсов островного государства, но основная причина представляется более фундаментальной. Редкое расположение камней в садах Японии и ее подражателей, скорее всего. Следствие разной степени углубленности в созерцание, разницы на генетическом уровне.
Блестящий павильон Тысячи Осеней и охранник сада
Одно из небольших сооружений на территории Императорского сада впечатлило обозревателя посильнее многих дворцов. Главный источник очарования – волнистая, словно танцующая крыша павильона Тысячи Осеней. Находится эта жемчужина в западной части садовой территории, а запад у китайцев и символизирует это время года. Именно своим внешним видом только и интересен этот объект, внутри ничего примечательного нет.
Белое основание из мрамора включает небольшой подиум и изящную, из резных каменных деталей балюстраду. Центральное строение окрашено красным цветом – колонны, стены, оконные переплеты. Окна и двери с мелкими решетками, декоративные росписи размещены вверху и внизу. Каскады черепичных крыш по бокам накрыты центральным конусом с фигурным завершением. Интересны скульптурные фигурки, украшающие кровлю.
С северной стороны Запретный город охраняют не традиционные львы, единороги и драконы. Здесь поместили сидящих слонов с бронированными бивнями и другими элементами боевого облачения. Фигуры боевых животных покрыты позолотой, местами износившейся от времени или соскабливания людьми. Сделать это могли воины неприятельских армий, не раз вторгавшихся в Китай. На севере страны эти животные не водятся, поэтому в статуях есть странности.
Добротная в целом работа старинного мастера имеет огрех в анатомическом плане, это касается передних ног животного. Сгибы суставов будто скопированы с человеческих рук, когда их обладатель облокачивается на столешницу. У слонов и других копытных передние ноги сгибаются в противоположную сторону, нежели в скульптуре. Допущенная изобразительная неточность нисколько не портит общего впечатления от скульптуры.
Покидаем Императорский сад
С северной стороны Императорский сад заканчивается Воротами Божественной (иногда называют – Военной) Доблести. Употребляют и название Ворота Божественной Славы, и иные вариации одинакового смысла. Не вошедшая в кадр традиционная двухскатная крыша покоится на привычных красных колоннах. Нижнее монолитное строения является своеобразным постаментом строению и одновременно проходной аркой.
Три арочных выхода здесь, как и всюду в резиденции, были предназначены для персон разной степени знатности. Свой проход – центральный имел император, никто иной не смел им пользоваться. Министры и военачальники пользовались одним, а члены семейства – вторым из боковых. Площадь между воротами Императорского сада и выходом из дворцового комплекса вмещает еще несколько зданий.
Непосредственно возле высокой, почти в 10 метров, крепостной стены, ограждающей Запретный город, высятся еще здания на высоких постаментах. Лестница на выбранном для посещения состоит из двух изолированных друг от друга проходов. Ранее бывший основным вход с мраморным поручнем огорожен, это явно музейный экспонат. Посетители поднимаются по лестнице более поздней постройки, чтобы осмотреть музейную экспозицию.
Выставленные внутри экспонаты рассказывают о развитии и сущности китайской письменности и каллиграфии. Экспонатов сравнительно немного, в Китае вообще не принято кучное размещение любых познавательных материалов. Каждый демонстрируемый предмет имеет свою историю, которую подробно пересказывают эрудированные экскурсоводы. Повторять их рассказ неправильно, лучше дождитесь собственного визита в Запретный город.
Прощальные снимки, последние виды на все стороны
С террасы осматриваемого здания хорошо просматривается территория жилой застройки обширной резиденции китайских императоров. Не исключено, что прежде отсюда наблюдали за территорией некие стражники или блюстители нравственности. Нынешние туристы успевают сделать в высоты последние кадры о походе в Запретный город. Хороший снимок зря не делается, в кадре – живописная цветная крыша одного из павильонов.
Спустившись из здания с выставочной экспозицией, посетители покидают Запретный город через Врата Небесной чистоты. Далее можно увидеть вход в следующую достопримечательность Пекина.
Пройдя ворота и мост через широкий ров с водой, посетившие Запретный город могут перейти в парк Цзиншань. Публикуем вид на вход и находящуюся на вершине холма тройную крышу павильона обозрения. Далее следуют виды на Запретный город с разной степенью приближения, в центре – Врата Небесной Чистоты.
Эти фотографии сделаны из парка Цзиньшань, из которого открывается прекрасный вид на запретный город. Высотная фотография, сделанная со смотровой площадки этого парка наглядно показывает размеры Запретного города.
Очень насыщенной и слегка утомившей получилась экскурсия в пекинский Запретный город, настолько велик дворцовый комплекс. Рекордна занимаемая резиденцией площадь в 720 тысяч квадратных метров, считающаяся единым жилым комплексом. Только по прямой преодолено почти километровое расстояние, с учетом зигзагов обозрения оно больше в несколько раз. Однако физические нагрузки приносят столько познавательного и любопытного, что их можно считать окупившимися.
В Запретном городе есть квота количества туристов в день, но когда находишься внутри, это незаметно. Столько народу. Все толкаются, чтобы пробраться к павильонам и заглянуть внутрь, нужно оттолкнуть кучу китайцев. Я так и делала, иначе ничего не увидишь. В Запретном городе впечатляет первый двор. Остальные все похожи один на другой. Такое впечатление, что каждый раз попадаешь в одно о то же место и конца не видно. Внутренние покои тоже одни на другие похожи. Убранство не сильно впечатляет, да и всё довольно пыльное. Но ехать туда, конечно, надо.
>
В Китае и без туристов всегда много народу на улицах. Поэтому большое количество посетителей во дворах Запретного города никого не удивляет. Меня удивляет другое, как при таком количестве народа, все хорошо организовано и нет никаких накладок при осмотре достопримечательностей? Следует поучится у них некоторым нашим экскурсоводам и музеям.
Очень колоритно выглядит! Но как хочется в таких местах оказаться совершенно одному и прогуляться там несколько часов, никуда не спеша.