Несмотря на то, что официально овербукинг никто не узаконивал, он достаточно часто используется авиакомпаниями. Причем практиковать его предпочитают не только российские перевозчики, но и международные. Выходит, что любой клиент может оказаться в ситуации, когда при наличии билета он не сможет улететь по выбранному маршруту нужным рейсом. На что имеет право рассчитывать пассажир, которому не хватило в самолете места? Ниже представлен конфликт из-за овербукинга у «Аэрофлота».
Даже если быть очень внимательным и спланировать поездку за несколько месяцев до предполагаемой даты вылета, обеспечить себе гарантию наличия мест на борту не выйдет. Особенно, если поездка планируется в «высокий» сезон. Как никто иной в этом уверен житель Москвы И. Калюжный. Турист собирался со своей семьей на отдых на Пхукет. Билеты купили у «Аэрофлота». К слову, приобретены они были еще за 5 месяцев до Нового года, потому поездка планировалась заранее и была долгожданной.
Проблема началась с того, что турист не смог зарегистрироваться ни на сайте перевозчика, ни через специальное приложение. Калюжный решил, что проблема с программами и есть какой-то сбой. В преддверии Нового года очень часто случаются неполадки, потому переживать никто не спешил. Приехал турист с семьей в аэропорт за 1:40 до вылета, но там оказалось, что зарегистрировать на рейс у него не выйдет. Дело в том, что на купленные туристов места посадили тех, кто не улетел рейсом, следующим на день раньше. И это ответ, который был дан сотрудниками перевозчика. Они также объяснили, что ругаться смысла нет, так как ничего уже не изменить. Прямым текстом никто не сказал, что проблема случилась из-за овербукинга, потому что нет такого официального термина во внутренней инструкции.
Пострадал не только Иван Калюжный, но и еще около 10 пассажиров. Всем, кто оказался в столь неприятном положении предложили вернуть стоимость билетов (и остаться дома, ведь в праздничные дни найти альтернативу самостоятельно практически не реально) или же принять предложение от перевозчика и воспользоваться альтернативным вариантом. Последний предусматривал уже непрямой перелет с пересадкой в Пекине, потому время в пути увеличивалось с 9 до 24 часов.
Турист не собирался останавливаться и написал жалобу в «Аэрофлот», но пока ответа не пришло. В связи с непредсказуемыми изменениями Иван ждет от «Аэрофлота» компенсацию за потерю одной ночи в отеле. Кроме этого турист рассчитывает и на компенсацию морального ущерба.
Подробно ситуацию с перевозчиком Иван Калюжный описал в Фейсбуке. Ко всему было также предоставлено видео, которое доказывает реальность происходящего. Пост туриста набирает обороты, так как многие возмущены сложившейся ситуацией. Туристы сталкиваются с овербукингом часто, потому ситуация близка многим. Перевозчики пользуются статистикой, которая гласит, что по разным причинам от перелета отказывается 7-10% пассажиров, потому можно рискнуть и продать их билеты еще до того, как они отказались от поездки. А если случится так, что явятся на рейс все – повторится ситуация, аналогичная вышеописанной. Иногда такие ситуации оказываются полезны и сами туристам, которые получают от перевозчика забронированный номер и возможность взять экскурсию в том городе, откуда улететь вовремя не получилось.
В остальных случаях овербукинг может обернуться серьезными проблемами. Кто-то не успевает на стыковку, у кого-то проваливается серьезная встреча. Наблюдатели напоминают туристам, что во избежание таких ситуаций нужно приезжать в аэропорт не в последние минуты, а за несколько часов, чтобы успеть зарегистрироваться. Если есть возможность пройти эту процедуру заранее – лучшее ее использовать.
В сентябре минувшего года проблему овербукинга пытались решить депутаты Госдумы. Было предложено предусмотреть наказание перевозчиков за овербукинг. Справедливым наказанием в таком случае чиновники считали компенсацию стоимости потерянного перелета в десятикратном размере. К сожалению, дальше идеи это дело так и не дошло. Если говорить об авиакомпаниях, они считают, что необходимо узаконить овербукинг. Этот механизм широко распространен во всем мире, потому бороться с ним практически нереально. Именно с помощью овербукинга удается снижать цены на билеты.
Что говорит закон?
Ни в ВК, ни в Федеральных авиационных правилах нет запрета на продажу лишних билетов. С другой стороны пассажир все-таки имеет возможность привлечь к ответственности авиакомпанию. По словам юриста Эдуарда Шалоносова, пассажир имеет полное право потребовать возврат полной стоимости билета. Причем включить можно и растраты на покупку билета в обратную сторону. К сумме можно добавить все расходы, которые фактически понес пассажир из-за того, что его билет оказался лишним. Речь идет об оплате такси и т.д. Если дело доходит до суда, не стоит забывать о том, что есть возможность компенсации морального вреда, который был понесен в связи с бездействием или действиями перевозчика.
В то же время юристы напомнили, что до суда доходит только одно-два дела, а остальные просто не хотят возиться. Это очень сложно. Судебная практика насчитывает случаи, когда было удовлетворено дело, но размер компенсации оказывался копеечным. Если же пассажир принимает предложение от авиакомпании и летит другим рейсом, можно потребовать компенсацию за задержку.
Интересно, по какому принципу выбираются счастливчики, которым не достается места? Все решается в момент регистрации или раньше? Примеряя ситуацию на себя, становится страшновато, особенно при перелете с маленькими детьми.
Отмазка авиакомпаний про снижение цены на билеты, за счет применения овербукинга, какая-то неубедительная. На сколько там снижают? На эти 7-10%? Вряд ли, т.к., нужно учитывать случаи, когда приходится выплачивать стоимость билета тем, кому не хватило места. Если и есть снижение, это процента на 3-4, думаю. И я бы лучше их переплатила в обмен на гарантию того, что попаду на самолет…
А вообще, что-то новости про овербукинг в самолетах появляются все чаще и чаще. Не хотелось бы, чтобы самый безопасный транспорт становился самым хм … «геморройным».
Сам факт овербукинга довольно сложно доказать. Еще авиакомпании (именно с Аэрофлотом был у меня пример) могут прислать борт меньшей вместимости. Хорошо, что в этом случае нас просто посадили в маленький, но почти свободный бизнес-класс (не думаю, что компании это было выгодно). А иногда компании просто отменяют рейс…
Овербукинг, на мой взгляд, в России нужно запретить.
>
Здесь работает правило «кто опоздал — тот не явился». Как правило те, кто приходят уже в последнее время и сталкиваются с печалькой. Именно потому штормить надо приложение для регистрации, если есть возможность. А нет — приезжать раньше, а не за час сорок до отправки, как это сделал пострадавший турист из новости. И ведь доказать же ж ничего невозможно толком. Мне кажется, что есть какая-то лазейка в законе, раз авиакомпании так смело себя ведут. Жаль, я не юрист. Вот теперь понимаю, что зная все законы, их можно просто обойти.
>
Я вот тоже задумалась, что надо пораньше приезжать на регистрацию, а если электронная регистрация почему-то не работает – это уже повод насторожиться. С другой стороны, час сорок – не так уж и поздно, час до окончания регистрации… мне кажется, героя истории уже на этапе электронной регистрации прокатили, поэтому у него и не получилось зарегистрироваться. Может, выбирают тех, кто подешевле билеты купил, по акции какой-нибудь или за бонусы?
>
Насколько я понимаю, такая ситуация может возникнуть в любом случае. Склоняюсь к мысли, что именно последние на регистрации оказываются лишними. На просторах интернета пишут, что иногда лишними оказываются те пассажиры, места которых заняты вип-клиентом или владельцем какой-то карты, которая дает преимущество. У каждого перевозчика здесь свои законы, потому говорить о всех сложно. Одно понятно — надо посадить вип-попу — посадят. Е если эта вип-попа готова лететь и эконом классом, ибо сильно ей куда-то надо, то запросто скажут одному из пассажиров: «Извини, подвинься».
Нужно требовать, чтобы отметку ставили в билете, что отказали в регистрации именно из-за нехватки места. Тогда в суд можно идти. А если будет написано нечто иное ( а вариантов очень много) в суде ничего уже не докажешь. Я в этой ситуации и сотрудников компании понимаю. Им «свыше» сказали, что мест не хватит 10 пассажирам и усьо. А им приходится тапки ловить и от чемоданов отбиваться.
Рядовым сотрудникам в таких ситуациях не позавидуешь, это да.
А вообще, ситуация свинская, конечно. У ж/д на такие случаи (внезапных вип-поп) есть резервные места, на которые билеты не продают.
Как пройти регистрацию на Аэрофлот?
Если вы решили купить билет и произвести регистрацию через интернет, то все возможно сделать: дома или в офисе через интернет; процедура возможна за 24 часа до вылета и заканчивается за 45 минут до него; если вам не удобно или нет возможности выхода в интернет, то можно процедуру произвести вместе со всеми пассажирами в здании аэровокзала. Примите во внимание: онлайн регистрация запрещена пассажирам, путешествующим с животными, или имеющим с собой багаж – оружие. Если ребенок летит без сопровождения взрослых, данная услуга запрещена, регистрация происходит только в здании аэропорта.
Можно онлайн регистрироваться, но все же больше гарантий, если делать это напрямую, при этом для гарантии нужно еще приехать пораньше и все равно не полная гарантия успеха. Все как то не надежно, несмотря на то, что услуга оплачена и должна быть исполнена. Благодаря отклонению в одном месте, можно не попасть на другой рейс, а дальше пропадут дни в оплаченном отеле и отпуск будет не в шезлонге, а зале ожидания. Должны быть строгие законы, благодаря которым, если клиент купил товар, то он должен его получить в целости и сохранности.