В грузинской столице, основанной в V веке, из столь древних строений сохранилась только крепость Нарикала. Основал ее, как и Тбилиси, легендарный царь Иберии Вахтанг Горгасали, отец государственности грузин. Не самая хорошая сохранность эту жемчужину древнего зодчества не портит, близость и доступность привлекает туристов. Интересна не только цитадель, когда-то неприступная, но и действующая церковь Святого Николая. Кроме того, оттуда виден почти весь город, его многочисленные достопримечательности, от старинных до суперсовременных.
Чтобы посетить крепость Нарикала, не обязательно добираться к подножию холма, из парка Рике возит канатная дорога. Как у корабля инопланетян чувствуешь себя у этой конструкции из переплетения металлических профилей и стекла. Одна из панелей – зеркальная, отражает прилегающую площадь Европы. Правее — старинная церковь Успения Пресвятой Богородицы, построенная еще в XII веке на месте древнего храма. До 2004 года это был главный собор грузинского православия с кафедрой католикоса. Здесь хранится крест святой Нино, священная реликвия Грузии.
По легенде, сама Богородица сплела его из виноградной лозы, скрепив волосами своей посланницы. Нино, почитаемая как равноапостольная, считается главной проповедницей христианства в древней Иверии. Но вернемся к стартовой площадке канатной дороги, где уже скопились посетители в немалом количестве. Она укомплектована всего семью кабинками, вмещающими по 8 человек, они движутся безостановочно, замедляясь на станциях. Путь наверх занимает около двух минут, доставляя путешественников в крепость Нарикала.
Обоснование места начала грузинского путешествия
Начать осмотр Тбилиси с похода в крепость Нарикала вполне естественно. В древности, по русским понятиям, она была местным кремлем, недаром одного возраста с городом. Да и Грузию посещаем впервые, путешествуя в Абхазию, мы были в объявленном независимым государстве. Крепость Гонио чем-то похожа на нынешний объект, водопад Махунцети – природная достопримечательность в окрестностях. Теперь переключаемся на столицу страны, считающей Абхазию своей составной частью.
Внешний вид приемной станции канатной дороги еще более впечатляет, чем стартовое сооружение внизу, в парке. На Сололакском холме возвышается нечто замысловатое, открытое обозрению, от этого еще более загадочное. Но только на первый взгляд, ведь в принципе здесь только колесо для несущего каната. Непривычен вид технических устройств, обеспечивающих перевод кабинок с восходящей ветви каната на нисходящую. Для полноты представления покажем ближе главную составляющую верхнего комплекса.
Перед этим стоит обратить внимание на соседнюю гору Мтацминда с башней телевизионного вещания на вершине. Она примечательна еще и двумя парками, доставка посетителей также обеспечивается канатным транспортом. Старинный, построенный в начале прошлого века и отреставрированный фуникулер возит к развлекательному комплексу, восстановленному арабским эмиром Сакром аль Касимом. Еще одна канатная дорога перемещает желающих из парка Ваке на Черепашье озеро, или Кустба, замечательный природный оазис Тбилиси.
Напоминающая армейскую десантную резиновую гондолу, приемная станция выполнена в форме подковы, поддерживаемой мощной наклонной стойкой. Перед ней на отдельной колонне – устройства прохождения поворота, проводящие кабинку по подковообразному развороту с притормаживанием. Барьеры препятствуют использованию станции как смотровой площадки, хотя с нее прекрасно виден новый Кафедральный собор. Храм с позолоченным куполом освящен в память Святой Троицы, или Цминда Самеба, теперь католикос здесь.
Начинаем осматривать крепость Нарикала
Прибывающие на холм Сололаки проходят по мощеной дорожке на смотровую площадку, оборудованную оптическими устройствами. Они схожи с установленными на Манхэттене для осмотра статуи Свободы, подаренной Францией на юбилей США. Подзорные трубы позволяют осмотреть практически весь Тбилиси, не сходя с места. Однако одна из достопримечательностей не только столицы, но и всей страны, доступна обзору без оптики. С выбранного ракурса частично просматривается огромная скульптура – мать Картли, она за вторым фонарем.
Женскую фигуру в национальном костюме, с чашей вина и мечом, называют еще мать Грузия. Со времени установки в 1958 году она стала одним из символов страны. Деревянную в 1963 году заменили на алюминиевую, автор – грузинский скульптор Амашукели получил Государственную премию тогдашней союзной республики. Неизвестно, почему Церетели упустил настолько перспективную работу, но монумент его исполнения в Тбилиси тоже имеется. Мы не стали выискивать комплекс История Грузии, он в 13 км от цента города.
Крепость Нарикала словно вырастает из скального массива, вызывая, наравне с восхищением, удивление строительством цитадели. Хотя вполне вероятно, что часть материалов для стен и башен брали прямо на месте. Особенно выделяются фрагменты бастионов на отдельно стоящем утесе, забравшийся турист вызывает тревогу за его безопасность. Трудно представить там кладку стен, когда кругом пропасти неимоверной глубины, некуда поставить леса. Вершина на противоположном краю глубокой котловины украшена церковью с какой-то пристройкой.
Монастырь Табори, построенный в 2002 году, назван по имени горы и горной цепи Таборис-Мта. Переводится словосочетание как Фаворская гора, повторяя название места Преображения Господня в Палестине, около Назарета. Поэтому и монастырь иногда именуют Преображенским, тем более так освящена церковь обители. Строительство велось не на пустом месте, на развалинах древнего укрепления, защищавшего Тбилиси с южного направления. Перемещаясь по смотровой площадке, осматриваем крепость Нарикала, строения нижнего яруса.
Несколько уровней крепостных сооружений и окрестности
Ступенчатая крепостная стена и башня квадратного сечения живописно смотрятся среди гущи деревьев, тронутых осенними красками. Использованные для кладки каменные глыбы обработаны только с лицевой стороны, поэтому поверхности ровные. Верх башни выложен зубцами, снаружи оформленными как машикули – навесные бойницы, облегчающие гарнизону оборонительные действия. На уровне низа промежутков между зубцами имеется сплошная площадка, доступная по внутренней лестнице.
На площадке установлены мощные прожекторы, виден кабель электроснабжения, эффект вечерней подсветки покажем в конце обзора. Внизу наблюдаем застекленные оранжереи и живописные цветники Тбилисского Ботанического сада, образованного в 1845 году. Тогда посадки, бывшие садом грузинских правителей, национализированные с присоединением к России, были переданы опытной станции. Главный вход в Ботанический сад располагается у подножия холма, на котором мы осматриваем крепость Нарикала.
Дорога к крепостному храму, приметные сооружения за рекой
Спускаясь по склону для осмотра внутреннего храма, экскурсанты видят крепость Нарикала уже над своей головой. Стены, башни и бастионы выложены здесь тоже с крупными глыбами, но преобладает обожженный глиняный кирпич. Европейцы и россияне издревле называли эти плоские изделия плинфой, современные каменщики именуют лещадкой. Подобным был и старинный грузинский кирпич, квадратный, небольшой толщины. Даже на расстоянии видно, что его как укладывали на плашку, так и ставили на ребро.
Спустившихся туристов мы сфотографировали на фоне башни и крепостной стены с сохранившимися зубцами. Внизу видна улица Звиада Гамсахурдиа, крутой каньон реки Куры и противоположная набережная Джордании. Жилые здания нависают над руслом, как крепость Нарикала над Старым городом, хоть ныряй в реку. В плане близость к воде – как в Венеции, только высота обрыва надежно предохраняет от наводнений. Однако это далеко не самое приметное место набережной, лучшие виды впереди.
Переместившись западнее, вверх против течения Куры, оказываемся в непосредственной близости к крышам жилых зданий. Отсюда на нашем берегу видны сразу два храма, оба с коническими куполами на цилиндрических световых барабанах. Ближе к реке – армянский Сурб Геворг, кафедральный собор апостольской церкви, один из двух в Тбилиси. Левее – грузинский тезка, храм Святого Георгия, переделанный из другой армянской церкви из-за снижения численности прихожан.
Ажурная конструкция над Курой – пешеходный Мост Мира со стеклянным куполом, похожим на рыболовную сеть. Строение оригинально не только обликом и вечерней иллюминацией, оно символизирует переход от прошлого к будущему. На противоположном берегу внимание привлекает новинка, здание Театра музыки и драмы, выполненное совершенно оригинальным. Гигантские зеркальные раструбы совершенно фантастичны и величиной, и внешним видом внеземного сооружения. Парк Рике, откуда стартовали в крепость Нарикала, тоже молод.
Посещение храма Святого Николая, не вполне удачное
Восстановив церковь Святого Николая на месте разрушенного до фундаментов храма XIII века, грузинские архитекторы преобразили крепость Нарикала. Она наполнила полноценным содержанием пространство, обнесенное каменными стенами, частично поврежденными, через одну из башен — вход. К пролому прохода пристроили вполне современные ворота, в дневное время гостеприимно распахнутые. Над входом размещен планшет с объемным изображением всего крепостного комплекса и фотографиями приметных объектов.
Неизменной оставлена стена входной башни, можно рассмотреть устройство кладки, состоящей из основы и облицовки. Внизу она осыпалась, обнажив массивные каменные блоки, выше также неоднородна. Средняя часть облицовки выполнена рядами плинфы в перевязку, верхняя содержит вкрапления крупных блоков, связывающих облицовку с основным массивом. Проходя внутрь, посетители попадают в восходящий каменный коридор. Дорожка аккуратно вымощена каменными кубиками, такими же, как на смотровой площадке прибытия в крепость Нарикала.
Сохранившиеся вкраплениями горизонтальные ряды старинных кирпичей иллюстрируют крутизну подъема очень наглядно, но он непродолжителен. Неравномерный износ стен не вполне объясним, не совсем понятно и устройство коридора. Либо плинфой облицевали вырубленный в скале проем, либо он образован глинобитным способом и затем облагорожен. Оживляется облик огражденного прохода за счет растительности, укоренившейся на гребне. Особенно красят стены вьющиеся лианы, свисающие живописными плетями.
Церковь Святого Николая и ее окрестности
Воссозданный в 1997 году, храм вполне естественно выглядит новеньким, еще не убраны оставшиеся стеновые блоки. Классическая крестовая конструкция с четырьмя фасадами увенчана многогранным световым барабаном с пирамидальным куполом. Узкие проемы барабана повторяются и оконными, выполненными в арочном обрамлении. Нижний ярус постройки оконных проемов не имеет, они символически обозначены выступающими вертикальными рядами кирпичей.
Новенькие кровли и водосливы с них выдают новостройку, внешний вид и крепость Нарикала не портят. Следуем за группой туристов к входу в храм, он не заперт, но посетить не удалось. Переносной аншлаг извещает о недоступности во время службы на грузинском, английском и русском языках. Последнее обрадовало и частично утешило, ведь по состоянию на конец 2018 года наши страны еще не имели дипломатических отношений. Обширен и понятен дресс-код для посещения, описанный символами для мужчин и женщин отдельными строками.
Пластиковые короба у входа предлагают необходимые, отсутствующие на туристах (более всего – на туристках) элементы облачения. Ограничения ничуть не жестче аналогичных у всех христиан, какова степень их соблюдения, мы не выяснили. Окончания богослужения ожидать не стали, отправились осматривать ближайшие окрестности и крепость Нарикала. Со стороны реки Куры сохранились фрагменты стен и некоторые любопытные артефакты, настоящие редкости и достопримечательности.
Достопримечательности подворья и вокруг него
Отмеченный деревянным крестом пригорок на храмовом подворье некоторыми описывается как высшая точка хребта Сололаки. Это очевидная чушь, ведь мы спускались от верхней цитадели к церкви Святого Николая. Добротно отреставрированная стеновая кладка ограждает возвышенное место, демонстрируемые способы украшения плинфой элементарны, но красиво получается. На фрагментах кладки размещены каменные плиты с искусной резьбой, время изготовления спросить не у кого.
Присмотревшись внимательно, от первоначального предположения о надгробных плитах решительно отказались, это явно каменная икона. Центральная и две боковые створки реально стыкуются, версия подтверждается наличием крюка для лампады. Вполне различим и библейский сюжет образа, это сцена омовения Спасителя, совершаемого Иоанном Предтечей (Крестителем). Отчего такая прелесть хранится практически на задворках, мы не выясняли, предположив, что из-за несоответствия посвящению Святому Николаю. Далее нашли, предположительно, звонницу.
Однако выгнутая из толстой металлической трубы рамка с колоколами на такое предназначение явно не тянет. От храма далековато, водруженный на рамку крест тоже неубедителен, сошлись на предположении о сигнальном предназначении. Подаваемый отсюда тревожный набат должен быть прекрасно слышен в Старом городе, извещая о приближении неприятеля. Это же могло касаться наблюдения за пожарной безопасностью в поселении и сигнала о пожаре. Оставалось приблизиться к зубчатой стеной, осмотреться и тем завершить дневную программу.
Здесь убедительной древностью отличаются остатки вросшей в склон башни и некое сооружение на переднем плане. Последнее на фрагмент боевой башни не похоже, расположено в стороне от передовых позиций. Выглядит как ДОТ, долговременная огневая точка двух мировых войн и промежутка времени между ними. В конце концов, оборонительное сооружение должно иметь складские и подсобные помещения, вполне правдоподобно. Что же касается зубчатой стены, она предполагается предметом работы реставраторов. Не в первый раз замечаем достаточно мощный прожектор на территории.
Вечерняя крепость Нарикала во всей красе подсветки
Преображенный подсветкой храм Святого Николая и окружающие его крепостные стены выглядят в сумерках исключительно живописно. Неоднократно замеченные на территории мощные прожектора, направленные на отдельные участки, гораздо эффективнее фонарей на стойках. В лучах мощных источников крепость Нарикала выглядит величественнее своего же дневного облика. Переходы светлых и темных участков создают некоторый ореол таинственности, в то же время высвечивают каждый кирпич.
Подобным образом в вечернем Тбилиси иллюминированы многие здания и сооружения, Мост Мира даже проектировался с этим расчетом. Однако благодаря своему высотному превосходству и полному доминированию над Старым городом крепость Нарикала выглядит эффектнее. Приезжайте в Тбилиси не на один день, сможете убедиться в правоте сказанного своими глазами. Город богат историческими и художественными памятниками, в обзоре упомянута только малая их часть. Гостеприимство и дружелюбие грузинского народа никуда не испарилось, конфликты постепенно уходят в прошлое. Перевешивает осознание общности прошлого, более чем векового сотрудничества, взаимопроникновения культур и экономик, людские симпатии.