19 сентября состоялось финальное мероприятие форума ITIF, на котором представители туристического бизнеса и чиновники обсуждали гастрономический туризм. Многие уже давно заметили, что интерес туристов к гастрономическому туризму с каждым годом становится все более ярким. Естественно, есть желающие на этом заработать, но нужно учесть некоторые нюансы.
В России пока не обозначены стандарты гастрономического туризма. У поставщиков туристического продукта нет четкого понимания, что собой представляет гастрономический тур, какие услуги нужно в него включить. Иными словами, «товар» по названием «гастрономический тур» нужно «упаковать» и оформить, чтобы предлагать потребителю. То, как нужно «упаковывать» гастрономический тур и пытались разобраться участники форума.
Естественно, у каждого эксперта свое мнение. Например, от Е. Шаповаловой, координатора федерального проекта «Гастрономическая карта России» поступило предположение о том, что на данный момент в России еще рано позиционировать гастрономический туризм в качестве отдельного направления. Это больше подходит Франции, Италии и тем странам, где туризм гораздо более развит и требует четкого разветвления. Страны, кухни которых известны на весь мир, могут заинтересовать большую категорию. Плюс этих стран заключается в том, что их потенциальные туристы более платежеспособны. Шаповалова считает, что в России сейчас нужно развивать отрасль комплексно, включая в гастрономические туры еще и экскурсионную программу.
Туристам интересно охватить несколько тем. Если поставщик туристического продукта в рамках одной поездки может показать, как продукт выращивается, перерабатывается и применяется в гастрономии — будет больше желающих это увидеть.
Данная идея не у всех получила одобрение. Мо мнению организатора гастрономических туров по Красной Поляне А. Шишкина, ресурсы страны позволяют сделать акцент именно на еде. Можно добавлять и еще какие-то моменты, но они должны быть в виде аккомпанемента — для того, чтобы разнообразить тур и дать отдых клиентским желудкам.
Эксперт отрасли, Н. Мизина решила навести пример на том, как организовывают поездки выходного дня из столицы в Суздаль и Владимир. Она считает, что в этом деле очень важную роль играет стоимость. Если говорить о классическом варианте гастрономического тура по указанному маршруту, его стоимость будет около 6 тыс. рублей. Если тур будет включать еще и мастер классы и более насыщенную программу, стоимость вырастет до 9 тысяч. Именно это и останавливает туристов.
Коммерческий директор Travel Hunter полагает, что гастрономический тур не может быть бюджетным. Если сделать его дешевым, достойного качества не получиться и туристы дальше будут интересоваться более развитыми странами. Данный вид туризма нужно позиционировать в качестве эксклюзивного продукта для туристов высшей категории. Только в таком случае есть смысл поставщикам туристического продукта работать над организацией. Это не означает, что путешественникам нужно показывать только те акции, которые были подготовлены для них. Акцент должен быть поставлен на местные специалитеты.
Что касается специалитетов — в России достаточно сложно о них говорить, считает С. Миронов. Он является владельцем сети ресторанов «Мясо и Рыба». Эксперт заявляет, что подавляющее большинство шеф-поваров России уже давно ориентируются на европейскую кухню. Может прозвучит банально — но огромные вложения и много времени понадобилось на то, чтобы грамотно ввести в меню дикого лосося, который должен стать альтернативой норвежской семге. Пришлось устраивать обсуждение между десятками шефов, опробовать много разных технологий, чтобы в результате достичь нужной цели. Это касается не только лосося, но и многих других продуктов. Каждое блюдо — это огромный труд.
В обсуждении гастрономического туризма принял участие и Астамыр Ахба — заместитель министра по туризму Абхазии. Он решил сделать краткий обзор того, как развивается гастрономия в его стране. Чиновник уточняет, что сейчас правительство занимается подготовкой нормативно-правовой базы, разработкой стандартов, которые должны разграничить ответственность перед потребителем.
Более того, нужно найти обученного гида, а также харизматичных поваров, которые согласны в процессе готовки общаться с гостями. Аудитория, как правило, имеет много вопросов, на которые нужно четко и грамотно отвечать.
Как вы считаете, имеет ли знаменитое будущее российский гастрономический туризм?