Вчера, 2 октября, на сайте Ростуризма появилось напоминание о том, что все поставщики туристического продукта обязательно должны вовремя выдавать туристу все необходимые документы.
Вовремя — это за 24 часа перед планируемым выездом согласно действующему законодательству. Это касается туристов, которые выезжают за пределы страны. Пакет документов состоит из оригинала договора о реализации туристического продукта, билета (обязательно наличие обратного проездного документа), ваучера а также заключенного в пользу туриста договора добровольного страхования. Документы могут выдавать позже, только если есть согласие потребителя.
Если туроператор или турагент нарушает указанные требования, его могут привлечь к административной ответственности исполнителя. Данные действия соответствуют Кодексу РФ об административных правонарушениях. Если Ростуризм выявит факт невыдачи поставщиком туристического продукта пакета документов клиенту, соответствующая информация сразу будет направлена в адрес Роспотребнадзора. После рассмотрения и подтверждения факта нарушения будут приняты меры, предусмотренные законодательством России в рамках компетенции соответствующего ведомства.
Ростуризм также сообщает, что ужесточение мер и увеличение количества проверок связанно с проблемой возвращения российских туристов, которые находятся на отдыхе за пределами страны и не имеют обратных билетов. «Горячая линия» ведомства буквально разрывалась от многочисленных звонков обеспокоенных туристов «ВИМ-Авиа». Если бы вовремя проверили наличие обратного проездного документа, проблем удалось бы избежать, считают чиновники.
В свою очередь эксперты сообщают, что Ростуризм имеет единственный инструмент для мониторинга ситуации с выпиской обратного проездного документа. Этим инструментом является «горячая линия». Ведомство не является вездесущим, потому в большинстве случаев просто не знает о факте нарушений. Более того, говорить о налаженной работе не приходится, потому что в случае получения жалобы от туриста, Федеральное агентство может только передать соответствующую информацию в Роспотребнадзор, который имеет право проверить юридическое лицо и при необходимости выписать штраф.
Если говорить об ответственности, то турагента или туроператора могут привлечь за непредоставление необходимого пакета документов по статье 14.4 КоАП РФ. В таком случае, наказание за предоставление услуг ненадлежащего качество может быть установлено на уровне штрафа до 50 тысяч рублей. Если удастся доказать обман потребителя, то статья уже будет 14.7, согласно которой штраф до 500 тысяч рублей. И последняя статья, которая может нести наказание в размере 10 тысяч рублей — 14.8 — нарушение прав потребителя на достоверное информирование.
Исполнительный директор Клуба защиты прав туриста, Ф. Коробков утверждает, что ответственность может настигнуть не только туроператора, но и его партнера-турагента, который не выдал необходимые документы. Подтверждает данное высказывание и юрист Дмитрий Морозов. Если говорить о типовом договоре с туроператором, турагент оказывается соисполнителем оказания услуг, а также лицом, которые контактирует с клиентами. Именно потому и против розницы могут возбудить административное дело и выписать штраф.