Проблема овербукинга достаточно сложная. Особенно это касается тех туристов, кто испытал ее на себе. Авиакомпании, которые практикуют продажу большего количества авиабилетов, чем могут вместить их борты, могут получить штраф в размере десятикратной стоимости билета. Об этом стало известно от «Парламентской газеты» сегодня, 18 сентября.
Право штрафовать должен дать новый законопроект, который запланировал внести И. Ананских, заместитель председателя комитета Госдумы по энергетике.
Законодатель считает, что основная проблема кроется в том, что договор между пассажиром и перевозчиком составлен с нарушениями. Перевозчики обеспокоены тем, чтобы их борты были загружены на 100%, и вся запланированная выгода осталась в кармане. Именно потому допускается продажа большего количества мест в самолете.
Если происходит ситуация 100% явки всех тех, кто купил билеты, «лишним» предлагается сменить рейс или получить компенсацию. По подсчетам авиакомпаний, 7-10% пассажиров могут опоздать на рейс или отказаться лететь. Именно потому авиакомпании и пустились на ухищрение: они могут продать дополнительное количество билетов, чтобы заработать как можно больше денег. Если допустить, что кто-то с пассажиров пришел в последнюю минуту, и ему уже не досталось места, это может принести серьезные проблемы. Вполне возможно, что тот последний пассажир летит с несколькими стыковками, потому пришел в последний момент и если не сядет именно на этот рейс, потеряет стыковку и получит дополнительные финансовые затраты.
И. Ананских уверен, что такие ситуации нужно искоренять. Неправильный подход к ситуации не урегулирован на законодательном уровне, потому и происходят подобные ситуации. На сегодняшний день наказать компанию за овербукинг практически нереально. Нужно обязательно внести коррективы, потому что многие туристы опаздывают на деловые встречи и теряют часть отпуска. Депутат объясняет, что и сам несколько раз становился свидетелем такого беспредела. Перевозчик предлагал пассажирам полететь другим рейсом, из-за чего все планы шли под откос.
Требовать перелет именно этим рейсом бессмысленно, так как свободное место не появится. Это же не автобус, где могут что-то придумать.
С вышеуказанным мнением согласен и редактор отраслевого агентства «Авиапорт» О. Пантелеев. Он дополняет сказанное тем, что сейчас нет запрета на овербукинг ни в федеральных авиационных правилах, ни в воздушном кодексе. Хотя, овербукинг можно спокойно назвать ненадлежащим исполнением услуг и привлечь перевозчика к ответственности за то, что были нарушены права потребителя.
Законодатели считают, что предлагаемые к внесению в воздушный кодекс поправки должны быть обязательно приняты. Это правило станет дополнительным стимулом для авиакомпаний следить за нормами продажи. Если пассажир добросовестно покупает и приходит на рейс, его не должны пересаживать. Это касается и тех пассажиров, которые приходят в последние минуты. Купленное место в самолете должно быть гарантией перелета.
Авиакомпании со своей стороны выступают за то, что нужно узаконить овербукинг. Чтобы оправдать свои действия, перевозчики решили назвать данную меру не желанием заработать как можно больше денег, а антикризисной мерой. Они основали свою позицию на том, что клиент, знающий, что может быть сверхлимитная продажа билетов, будет иметь дополнительный стимул не опаздывать и планировать все стыковки с запасом времени. Более того, перевозчики уверенны, что овербукинг станет мерой против нетрезвых пассажиров и дебоширов, так как будет риск вообще никуда не полететь.
С точки зрения потребителя, одностороннее изменение договора между клиентом и авиакомпанией является незаконным. Сейчас все пассажиры, которые недовольны сложившейся из-за овербукинга ситуацией, могут направить свои претензии через суд. Если поправки, предложенные И. Ананских, будут приняты, потребитель получит больше оснований для защиты собственных прав во время использования услуг авиакомпаний.
Как вы считаете, справедливое ли наказание могут получить авиакомпании?