Турагентства сообщают, что летом текущего года создалось впечатление, что чартерные рейсы летают независимо от заявленного расписания. Не стоит скрывать, что переносы рейсов были во все времена, но сейчас это стало похоже на норму. Конфликтные ситуации с пассажирами возникают постоянно и их можно понять, ведь терять дни отдыха и сидеть на нервах в ожидании вылета никому не хочется. Эксперты пытались разобраться, в чем причина такой ситуации.
Во внимание берутся не веерные задержки, пример которых можно навести на «ВИМ-Авиа», а повседневная проблема. Часто возникает ситуация, когда туроператор предлагает рейс в курортный город с удобным для большинства утренним вылетом, а по факту пассажиры отправляются только к вечеру, а то и ночью. Аналогичная ситуация может быть и на обратном пути. Согласно информации поставщиков туристического продукта проблема с вылетом возникала, чуть ли не при каждом втором бронировании. Речь идет не только о «высоком сезоне».
Сергей Онищенко, генеральный директор туристической фирмы «Евротур» сообщает, что в наше время задержки вылетов чартерных рейсов являются повседневной ситуацией. С момента покупки пассажиров могут по несколько раз уведомлять об изменениях расписания. Есть перевозчики, которые начинают информировать только за несколько суток до вылета, так как на протяжении всего времени просто нет смысла раз за разом посылать письма.
Елена Карташева, генеральный директор московского туристического агентства «Восток-Запад» напоминает, что буквально на днях был перенесен чартерный рейс в Барселону. Естественно, поставщик туристического продукта предупреждает клиентов, что в чартере могут изменения, но многие люди предпочитают «верить в лучшее», а потом предъявляют претензии. Когда турист самостоятельно бронирует себе перелет со стыковкой, один из рейсов может быть чартерным. Доказать людям, что это не так надежно, как хотелось бы, практически невозможно.
Почему так случилось?
Представители туристического рынка имеют несколько версий. Большая часть полагает, что удобное расписание является способом заманить клиента и с самого начала никто не собирается его соблюдать. Это маркетинговый ход, который успешно работает.
Согласно второй версии, организаторы перевозки стараются снизить собственные расходы. Е. Карташева объясняет, что те перевозчики, которые включают в свое время прайм-тайм, вынуждены платить более дорогое аэропортовое обслуживание. Соответственно, рейс обходится дороже как заказчику, так и самой авиакомпании. Дешевые билеты с вылетом в прайм-тайм — огромная редкость. Только объяснить это клиенту сложно, если он видит дешевый билет у конкурента, даже если этот билет является часть вышеуказанного маркетингового хода.
Третья версия гласит, что сейчас на рынке имеется дефицит бортов. Это подтверждает С. Онищенко. Именно потому даже самый незначительный сбой в расписании может стать причиной других задержек, которые случаются по принципу домино.
Что говорят туроператоры?
Естественно, никто из участников туристического бизнеса не подтвердит, что прибегает к маркетинговым уловкам. Несколько иная информация у них и об аэропортовом обслуживании. Они утверждают, что как раз вечером и ночью рейсы обходятся дороже всего. Александр Дворянский, руководитель «Спасских ворот» утверждает, что сталкивался с подобной проблемой не раз. Для примера он приводит Рим, где надбавка может быть установлена на уровне 30%.
Единственная проблема, которую подтверждают поставщики туристического продукта — дефицит бортов. Генеральный директор «Пегас Туристик» утверждает, что все ее коллеги понимали, что в летнем сезоне 2017 года будет оживление на рынке туристических услуг. Но, никто не мог спрогнозировать реальные объемы. Так как перевозчики ожидали не такой высокой активности, не брали дополнительные борты в аренду. Именно потому и стал наблюдаться дефицит самолетов.
Перевозчики, с учетом большого спроса, подписались на огромные объемы перевозок, которые просто не смогли выполнить. Любая задержка приводила к веерному эффекту. Например, на Кипре пришлось по техническим причинам задержать самолет, в результате этого придется задержать еще и рейс в Турцию, так как он должен быть выполнен на одном и том же борту. В таких условиях пришлось работать большей части туристического рынка на протяжении летнего «высокого» сезона.
Эксперты надеются, что зимой такая проблема исчезнет, так как значительно снизится туристический поток. А вот насчет следующего лета есть некоторые сомнения. Никто не может гарантировать, что авиакомпании смогут пополнить свои парки до следующего года. А. Дворянский надеется, что все наладится. По его словам, избыток самолетов гораздо более опасен, чем недостаток. Проблема может решиться силами самих туроператоров, просто нужно более сдержанно планировать полетную программу.
Как часто вы сталкивались с переносами рейсов? Планируете ли перелет со стыковкой с учетом чартера?