Длительными исследованиями выяснено, что в саркофаге покоилась жена великого Пакаля, мать двух братьев – следующих предводителей майя и бабушка последнего властителя из этой династии. Представители семейства Пакаля правили майя более века. Красный порошок дал новое имя захороненной, также и название храму.
Образование иерархического общества, строительство городов при низком техническом уровне общества объясняется избытком продовольствия, обеспечиваемом несколькими урожаями каждый сезон. Зависимость от погоды, необходимость прогнозирования осадков привели к развитию астрономических наблюдений, тесно связанных с религиозными верованиями. Поклонялись майя тому, что обеспечивало их существование и урожайность посевов; боги Солнца, дождя и кукурузы, богини Земли и Луны символизировали небесные тела, явления природы и сельскохозяйственные растения.
Самое масштабное сооружение комплекса Паленке – Дворец правителей, состоящий из нескольких строений и внутренних двориков в разных уровнях. Помещения соединяются наружными проходными галереями и подземными проходами, подчас замысловатой конфигурации. Только опорная платформа Дворца имеет размеры 100 на 75 метров и высоту 9 метров; три сужающихся яруса ступеней заканчиваются площадкой с несколькими жилыми строениями и 5-этажной башней. Башня могла бы являться сторожевой, но знатоки культуры майя уверены, что в ней была обсерватория для наблюдения за небесными телами; основано это утверждение на приверженности индейцев к астрологии, помогающей предсказывать важные для сельского хозяйства изменения погоды.
Вблизи дворца расположено поле для игры в мяч; подобные имеются во многих поселениях майя, что вселяет сомнения в изобретении футбола и регби англичанами. Поле огораживалось каменными стенами, на которых укреплялись каменные кольца; побеждала команда, первой попавшая мячом в кольцо противников. Нельзя было играть ступнями ног и кистями рук; мяч толкали головами и плечами, коленями и бедрами. В отличие от европейских игр, но схоже с обычаями древнего Рима проигравшие команды либо их капитаны нередко становились жертвами богам. Жертвоприношения осуществлялись поблизости, непосредственно на дворцовых ступенях.
Представления майя об устройстве мироздания оригинальностью не отличались. Землю они считали прямоугольником, покоящимся на пяти деревьях, 4 по углам и центральном. Деревья являлись жилищами богов, правящих миром поочередно; правление добрых богов сопровождалось благоденствием народа, а злых – бедами и несчастьями. Календарь майя содержал солнечный и религиозный циклы; солнечный состоял из 365 дней, религиозный – из 260; циклы были объединены сложными связями.
Майя имели прекрасные строительные навыки, несмотря на владение обработкой только камня и дерева. Огромные пирамиды и другие строения сооружались исключительно с применением мускульной силы людей, рычагов из стволов деревьев и тросов из лиан. Владели медицинскими навыками – лечили травами и хирургическими операциями. Унаследованные и полученные опытом знания передавались с помощью собственной письменности в виде иероглифов; система счета впервые в мире имела понятие нуля.
Изобразительное искусство состояло из росписей растительными красками по цветной штукатурке, изготовления мозаичных масок и резьбы по камню.
Обработка камня достигла у майя неожиданно высокого уровня исполнения; трудно представить выполнение таких изображений с помощью резцов из кремня. Изображения богов, правителей, животных и растений сочетало реалистический подход с богатой фантазией. Посмертные маски правителей изготавливались из мозаичных кусочков поделочных минералов и могут быть причислены к шедеврам мирового искусства. Майя владели навыками объемного изображения: барельефы и горельефы были в арсенале древних художников.
Основной тематикой искусства майя было изображение и прославление мощи своих божеств, силы и влияния правителей, могущества городов – государств. Это было наиболее разнообразное и утонченное искусство в доколумбову эпоху американского континента. Реалистичностью отличаются изделия мелкой пластики из дерева, камня и глины, перламутра и кости.
Мексика — моя мечта! Настолько разная и красивая, опасная, она полна мировых достопримечательностей, которые просто необходимо посмотреть! А города древних Майя — это вообще отдельная история. Возможность прикоснуться к истокам цивилизации, взглянуть на (пусть даже) руины древних городов так и манит в Мексику. Но есть две вещи, которые пока останавливают: цена такого отдыха и высокий уровень мексиканской преступности. Очень страшно. что попадешь в неприятную ситуацию или останешься без денег.
Древние цивилизации завораживают своими загадками