Монументальный памятник Петру I установки 1997 года попутно посвящен прошедшему годом ранее 300-летию российского флота. Это одна из самых дорогих, технически сложных и скандальных работ скульптора и ректора Зураба Церетели. Без малого стометровое творение подробно показать без летающего помощника невозможно, лишь одно фото – с набережной. Эффектная имитация фонтанами бурунов от плывущего корабля почему-то относится к платформе с ростральной колонной. Куда и зачем плывет колонна, почему корабль с живым царем на нее попал?
Нагромождение аллегорий и художественных условностей явно избыточно, они делают памятник Петру I трудным для восприятия. Изобразить молодого царя за штурвалом логично, он сам постигал науки и ремесла, затем обучал соратников. Однако при чем тут работа почтальона или курьера, символизируемая позолоченным свитком? Если это документ о создании флота, то развозить циркуляры – не царское дело. Отдельная тема – облачение Петра Алексеевича, которое сравнивают с испанскими костюмами либо одеянием римских полководцев.
Хоть и зародился российский флот на Плещеевом озере под Ярославлем, его расцвет и боевое применение связаны с городом Петра. Однако Санкт-Петербург от монумента отказался, найдя благовидные аргументы без оскорблений высокопоставленного создателя. Несколько городов выражали готовность приютить памятник Петру I, когда с уходом Лужкова недовольство москвичей усилилось. Озвученный миллиард на демонтаж, перевозку и установку на новом месте охладил порыв энтузиазма. Кто его тронет, ведь он же памятник…
Памятник Петру I с разных высот и ракурсов
Абсолютное безлюдье достаточно живописной платформы у монумента, объясняемое запретом доступа из-за угрозы взрывом, несколько настораживает. Что за национальный символ, если к нему небезопасно приближаться, хотя для этого есть все условия? К тому же только у подножия творения Церетели оно не мозолит глаза своим громадьем. Вспоминаешь Мопассана, регулярно обедавшего в кафе ненавидимой им Эйфелевой башни, откуда ее не видно. Зато с набережной возле разделения Москвы-реки и Водоотводного канала видны некоторые нюансы монумента.
Постаментом, на который взгроможден памятник Петру I, служит ростральная колонна, выполненная Церетели достаточно художественно. Однако с римских времен эти памятные обелиски украшали рострами (носовыми частями) вражеских кораблей. Почему тогда на них андреевские флаги российского флота, причем на бушпритах? Не припоминается такого флотского обычая даже по отношению к воинским трофеям, хотя версии возможны. Причем на самом царском кораблике флаг на месте, как того требует морской устав.
Не совсем логично имитировать движение платформы с памятником против течения при подтянутых вверх парусах. Однако выполнить паруса наполненными ветром означало риск высокой нагрузки, могущей просто обрушить все сооружение. В значительной степени лишено здравого смысла и эстетической ценности само появление здесь гигантского монумента. Уже известное место воссоздания Храма Христа Спасителя памятник Петру I несколько обезличил, поскольку вопреки канонам оказался намного выше.
Памятник Петру I отстоит от главного собора РПЦ на 800 метров, подальше – комплекс Московского кремля. Положительно в зрительном отношении монумент влияет только на заводскую территорию оконечности острова Балчуг, отвлекая внимание. Дискуссии вокруг места установки металлической громадины прекратила московская мэрия, де-факто отстранив от обсуждения руководство страны. Тем не менее обласканный властью мэр Лужков правил столицей до 2010 года, увольнение тогдашним президентом Медведевым таинственно, но для Церетели просто печально.
Отступление про Лужкова и работы воздушного фотографа
Сам Лужков после отставки с мотивировкой – за утрату доверия президента комментировал свой уход как отказ от поддержки Медведева на новый срок. Пожил по заграницам, в итоге вернулся на край России, в Калининградскую область. Путиным в 2016 году награжден орденом к 80-летию, но декларированного возвращения в политику не последовало. Экс-мэр занимается конным заводом, приобретенным по желанию жены, бывшей деятельницы конного спорта и бизнес-леди. Этим не ограничивается, производит сыры, построил 300 метров дороги и познал заботы узаконить.
Стараниями летающего фотографа нами получены разнообразные изображения, памятник Петру I он запечатлел со всех сторон. На виде с левого борта различимы орудийные амбразуры, в которых видны пушечные стволы. Налицо атрибуты военного судна, но вопросы вызывает в таком случае двуглавый орел на кончике бушприта. Ведь по своему предназначению это таран на случай ближнего боя, негоже подставлять удару государственную эмблему. Странновато выглядят палубные надстройки, похожие на жилой квартал.
Несоразмерность отдельных элементов сооружения слишком очевидна, чтобы считать ее случайным просчетом скульптора. Царь намеренно выполнен ростом, приблизительно равным длине корабельного корпуса, это ясно указывает на главенствующий персонаж. Для обычной публики памятник Петру I недоступен даже снаружи, о внутреннем осмотре речи вообще нет. Между тем именно внутри конструкции скрыто непростое инженерное творение, состоящее из стального нержавеющего каркаса для крепления наружных деталей. Парусное оснащение лучше просматривается на фото с кормы.
Паруса изготовлены методом выбивки объемных форм по медным листам, затем обработанным от окисления. Многими критикуется неуставное положение полотнищ, которые должны быть либо расправлены и натянуты, либо плотно свернуты. О недопустимости большой площади уже сказано, свернутые бы невзрачно смотрелись. Поэтому имеем то, что имеем, высоко вознесенные над столицей сушащиеся простыни. Вантовое оснащение производит впечатление ажурности, но канаты изготовлены с исключением возможности подвижек.
Еще фрагменты монумента в заключение
Удачно подведенный наземным оператором, коптер выполнил фотографию с близкого расстояния, при хорошем солнечном освещении. Здесь нагляднее смотрится рельефно провисшая парусина, изготовленная совсем не из тканого материала. Здесь целеустремленный царь выглядит похожим на театральный персонаж под поднятым занавесом. Для такого выгодного ракурса аппарат пришлось сначала прижать к земле, затем заставить взмыть. Даже ветки дерева попали в кадр, благо не соприкоснулись с нашим бесценным помощником.
Уже упомянутая Эйфелева башня считалась уродующей Париж, возводилась как временный вход на Всемирную выставку. Представить без нее французскую столицу уже невозможно, это популярнейший туристический объект. Все торговые и увеселительные заведения 300-метровой конструкции всегда заполнены, что наводит на определенные мысли. Высочайшая инженерная надежность, не отрицаемая самыми ярыми противниками монумента, может существенно изменить практику использования сооружения. Даже нижняя платформа, на которой установлен памятник Петру I, ныне пустует.
Некоторые технические эксперты уверены, что монумент может стать не менее популярным объектом, чем решетчатая конструкция Эйфеля. Предполагается, что с использованием имеющихся внутри лестниц памятник Петру I можно превратить в обзорное сооружение. Для этого при минимуме переделок можно выполнить балконы на рострах, площадку на немалой палубе рядом с царем и надстройками. Насколько жизнеспособно подобное предложение, реально ли такое развитие событий, мы будем отслеживать. Хотелось бы знать мнение наших постоянных читателей.
Очень дельная статья приведена по ссылке. Зачем в нашем городе циклопический памятник царю, который Москву не любил и, считай, здесь не жил? Он был бы уместен в Петербурге на берегу Финского залива или где-нибудь в Архангельской области. И раз уж поставили, по какой причине я не имею права к нему подойти? Поскольку из власть предержащих никто не считает нужным дать объяснения по этому поводу, возникают подозрения, что при ближайшем рассмотрении я обнаружу какую-либо техническую или «коммерческую» непотребность, допущенную по сговору между скульптором и бывшим московским мэром. Пора бы разобраться.
Как сейчас помню все эти акции протеста с лозунгом — «Вас здесь не стояло», которые проходили в то время, когда монтировали этого монстра. Как по мне, так это шедевр монументального безвкусия и китча, который совсем не уместен в Москве.