Нечасто объекты уличной скульптуры создаются на основе археологических находок, именно такую натуру воспроизводит памятник Тамаде. Но увековечивает он не сам древний артефакт, а центральную фигуру грузинских празднеств, прежде всего свадеб. Собирательный образ этого персонажа, увеличенная в 17 раз фигура юноши с рогом, расположена на мостовой.
Обнаружен объект копирования при раскопках древнего поселения в Западной Грузии, издавна облюбованной людьми. Исследователи вполне обоснованно идентифицировали изображение как ведущего застолья, занятого организацией церемонии либо произносящего поздравление. Временем исполнения керамической фигурки, которую воспроизводит памятник Тамаде, называется VII век до нашей эры. Вот в какие временные дебри уходит традиция поднимать бокалы, произносить тосты, непременно выпивая содержимое.
Памятник Тамаде, символизм и облик
Не вымерло за прошедшие эпохи человечество, наоборот, многократно приумножилось и распространилось по всей планете. Поводы и ритуалы столь древних возлияний нам неведомы, едва ли они разительно отличались от нынешних. В обозримом будущем, несмотря на активную, непрекращающуюся дискредитацию алкоголя, также вряд ли грядут революционные изменения. Провозглашать здравицы по разнообразным поводам принято повсеместно, грузины в этом деле издревле были большими мастерами.
Первоисточник, с которого выполнен памятник Тамаде, находится в грузинском Национальном музее, статуэтка в несколько сантиметров. Одеяние изображено достаточно схематично, четко выглядит только национальный головной убор, фасон которого сохранялся тысячелетиями. Опознать питейный сосуд труда не представляет, современные массовики его часто используют, вторая рука – для микрофона. Главное внимание и древний ваятель, и современный копиист уделили выражению лица, одухотворенному и торжественному.
Стилизованные каменные сиденья словно олицетворяют вечность демонстрируемой процедуры, попутно служат для размещения пояснений. На бронзовых табличках, искусственно состаренных, приведена краткая информация об археологической находке на грузинском и английском языках. Сам памятник Тамаде тоже носит следы чернения, полностью стертые только там, куда можно пристроить седалище. Фото на коленях у героя монумента исключительно популярны, недоступны только при подходе многочисленных туристических групп.
Попавший в кадр автомобиль оказался здесь по какому-то экстренному поводу, территория исключительно пешеходная. Древняя повозка на тротуаре – такой же антураж, как и сам памятник Тамаде. Лесенка возле беседки приведет к следующей достопримечательности Тбилиси, памятнику Софико Чиаурели в сквере Сиони. Увеселительное заведение на возвышении, за отдельным переходом, обнаруживает себя афишами и осветительными гирляндами. Если возлияния начаты до осмотра, памятник Тамаде может стать нежданным препятствием, а не объектом любопытства. Так что предпочтительно его посетить до предполагаемого застолья.
Кому только не устанавливают памятники в наше время. Но профессиональный тамада заслуживает, чтобы его увековечили на многие года. Благодаря его искусству многие застолья собираются и веселятся на праздниках. Хотя свое красноречие в этой профессии приходит в более зрелом возрасте, чем в фигуре на памятнике. Юноши чаще всего наблюдают за работой профессионалов и набираются опыта.