Городской парк Вены украшен многими статуями и монументами различной степени примечательности и манеры исполнения. Изображены на них и признанные классики искусств, и военные деятели, и другие личности разного уровня известности. Осматривая памятник Э. Я. Шиндлеру, далеко не все любители живописи узнают этого австрийского пейзажиста.
С Золотым памятником Иоганну Штраусу II в Вене монумент объединен не только общим местом размещения, но и авторством. Однако в отличии от творческого порыва Короля вальса, слившегося со своей скрипкой, Эмиля Якоба Шиндлера скульптор фон Хельмер изобразил иначе. Художник устало присел на каменную глыбу во время прогулки, в правой руке полевые цветы, левая опирается предплечьем на камень. За аналогичные свойства монумента критиковали московский памятник А. Н. Толстому, причем с гораздо меньшими основаниями.
Памятник Э.Я. Шиндлеру и его персонаж
Бросается в глаза отсутствие благоустроенности парковой территории на том участке, где установлен памятник Э.Я. Шиндлеру. Никакого намека на цветник или клумбу, нет даже травяного газона, только голый грунт с начавшими облетать листьями деревьев. От прилегающей садовой дорожки памятник Э. Я. Шиндлеру отделен полосой кустарников, высокие деревья аллеи составляют естественный природный фон.
Родился Эмиль в семье промышленника, мечтавшего о военной карьере сына. Однако юноша выбрал живопись, учился у профессора Венской академии Альберта Циммермана. Первоначально подражал старым голландским мастерам, затем воспринял влияние зародившегося во Франции импрессионизма. По стилю был близок к Писсарро, взявшему за основу сельские пейзажи Камиля Коро, также значительно влияние Добиньи.
Художественная и семейная биография Шиндлера вместила ряд заграничных поездок (Венеция, побережье Адриатики, Голландия), женитьбу и болезнь, неверность жены. Далее последовали творческие успехи, престижные награды и выгодные заказы, собственные ученики. Шиндлер работал для наследника престола Австрии, стал членом нескольких Академий, обрел устойчивое финансовое положение и престиж в обществе.
Оборвалась карьера художника неожиданно и трагично. Ему суждено было погибнуть при операции запущенного аппендицита, в возрасте всего 50 лет. Похоронили его сначала на второстепенном кладбище, затем перезахоронили на Центральном. Надгробие выполнил тот же скульптор Эдменд фон Хелльмер, что изваял и памятник Э. Я. Шиндлеру в городском парке Вены.