Стены гопуры, святилищ, переходов и других частей комплекса богато декорированы орнаментами, изображениями божеств и мифических существ. Великолепные барельефы и горельефы на задней стене храма, на стенах его основания, а также на фасаде Нандимандапы воспроизводят сцены из Махабхараты, Бхагавадгиты и Рамаяны.
В скалах, окружающих Кайласнатху, по всему периметру вырублены пещеры, в которых расположены одно-, двух- и трехэтажные святилища и помещения для паломников. Многие из них были построены в более поздний период, чем сама Кайласнатха.
Пещеры 16А и 16В
Две незаконченные пещеры неподалеку от Кайласнатхи. В обеих можно увидеть изображения Ганги и Ямуны.
Пещера 17
Шиваистская пещера с традиционной планировкой, расположенная на противоположной стороне водопада от пещер 16А и 16В. Оригинальный фасад и некоторые скульптуры сильно повреждены, однако сохранилось несколько интересных барельефов, в частности прекрасная фигура Ганеши и изображение Дурги, убивающей демона.
Пещера 18
Незавершенная шиваистская пещера с остатками Нандимандапы.
Пещера 19
Одна из первых пещер Эллоры, сильно пострадавшая от обвалов. До наших дней дошла лишь часть зала и гарбагриха с лингой на полуразрушенной питхе.
Пещера без номера
Этой пещере иногда присваивают номера 19В или 20А. Она представляет собой двухуровневый храм, верхний этаж которого разрушен, а нижний полностью лишен каких-либо скульптур или украшений. Примечательна хорошо сохранившейся фигурой Куберы слева от фасада.
Пещера 20
Чтобы подняться к пещере 20, нужно подняться по каменной лестнице, вырезанной в скале. Во дворе сохранился постамент, на котором некогда стояла статуя Нанди. Сам храм имеет небольшие размеры и состоит из святилища с оригинальной лингой, вход в который охраняют статуи дварапал, и коридора-обхода вокруг него.
Пещера 21
У этой пещеры, которая считается одной из самых красивых в Эллоре, есть собственное название Рамешвара. В ней представлено несколько архитектурных элементов и барельефов, уникальных для Эллоры.
В просторном дворе прекрасно сохранился резной постамент со статуей Нанди, слева от которого находится небольшое святилище Ганеши. По центру расположен вход в храм с фасадом, украшенным четырьмя массивными колоннами с изумительными изображениями апсар. Изящные барельефы по периметру мандапы изображают историю Шивы и Парвати, Саптаматрику (семь богинь-матерей, характерных для традиции Шакти) и другие сюжеты, популярные в индуизме.
Главное святилище и обходной коридор имеют непривычно большие размеры. Вход охраняют дварапалы, а внутри находится сильно поврежденная линга на четырёхугольной питхе.
Группы пещерных храмов Йогешвари и Ганеша-Лена
Две группы небольших индуистских пещер, которые находятся выше пещеры 21 возле русла реки. В одном из храмов Ганеша-Лены можно полюбоваться прекрасным бюстом Махесамурти.
Пещера 22
Собственное название этой пещеры Нилакантха. Убранство храма довольно простое и состоит из нескольких скульптур и восьми квадратных колонн. В небольшом дворике сохранилась Нандимандапа.
Пещера 23
Группа небольших пещер, объединенных общим двором. В некоторых сохранись линги.
Пещера 24
Пещера носит название Тели-ка-гхана и также состоит из нескольких шиваистских святилищ с частично разрушенными лингами, которые расположены чуть выше пещеры 23. В некоторых из них сохранились барельефы.
Пещера 25
Пещера 25, или Кумбхарвада, значительно пострадала от обвалов. Внутренний двор почти не сохранился, включая сильно разрушенный пьедестал Нанди. Сам храм находится на возвышении, куда ведет невысокая лестница.
Пещера 26
Традиционная шиваистская пещера с залом с колоннами и гарбагрихой, где находится хорошо сохранившаяся линга. В левой и правой части зала находятся святилища, пол которых приподнят относительно уровня пола самого храма. На входе в гарбагриху — традиционные фигуры дварапал.
У пещеры есть местное название Джанваса.
Пещера 27
Пещера 27 интересна тем, что является единственным в Эллоре вишнуитским храмом. По неизвестным причинам ее строительство не было закончено.
Внимания заслуживают барельефы на задней стене веранды, на которых изображена тримурти – триада богов Брахма, Вишну и Шива.
Пещера 28
Незаконченная пещера.
Пещера 29
Одна из первых и самых интересных пещер Эллоры, самая большая в индуистской части комплекса. Носит название «Дхумар Лена».
Главный зал имеет необычную крестообразную планировку с тремя входами, расположенными в его южной, западной и восточной частях. К западному входу примыкает внутренний дворик, из которого в храм ведут ступени, охраняемые фигурами сидящих львов и слонов. На севере расположено главное святилище с лингой, окруженное обходным коридором. Святилище открыто со всех четырех сторон, а каждый из входов охраняется гигантскими фигурами дварапал.
Стены украшены скульптурами богов и богинь и мифических существ. На восточной стене южного входа представлен прекрасный барельеф со сценой свадьбы Шивы и Парвати. Западая часть храма украшена двумя панелями, на одной из которых Шива и Парвати играют в кости, а на второй изображены Брахма, Шива и Вишну. На западной стене северного входа можно увидеть искусно высеченную фигуру танцующего Шивы.
Джайнские храмы Эллоры
Джайнская группа расположена на некотором отдалении и состоит из шести пещер. Они не такие большие, как остальные пещеры Эллоры, но отличаются тонкой работой и совершенством деталей.
Джайнские храмы сторонились в Эллоре последними – работы начались в поздний индуистский период, поэтому архитекторы заимствовали у своих предшественников планировку: веранду с колоннами, симметричную мандапу и святилище. Отличие джайнских пещер заключается в большом количестве изображений двадцати четырех тиртханкар – духовных учителей и якшей и якшинь — богов и богинь джайнской мифологии.
Пещеры 30 и 30А
Пещера известна как Чхота Кайласа («Маленький Кайлас») и, по сути, является уменьшенной копией Кайласнатхи. Храм состоит из мандапы и святилища, вход к которым ведет через сильно разрушенную гопуру. В главном святилище находится статуя сидящего Махавиры в сопровождении богов и богинь.
Несмотря на внешнее сходство с Кайласнатхой, барельефы Чхота Кайлас представляют совсем другую идеологию: здесь много фигур джайнских божеств, танцоров, музыкантов, а вместо танцующего Шивы изображен танцующий Индра.
Рядом находится небольшая пещера 30А.
Пещеры 31 и 31А
Незаконченные пещеры с традиционной планировкой и барельефами.
Пещера 32
Одна из известнейших пещер Эллоры и самая значительная в джайнской группе. Собственное название пещеры – Индра-Сабха (Пещера Индры).
В храм можно попасть через двор, предваряемый гопурой. Посередине двора находится павильон на высоком цоколе, вырубленную в глубине двора.
В центре павильона четыре тиртханкары – Ршибха (1-й), Неминатха (22-й), Паршванатха (23-й) и Махавира (24-й) сидят в глубокой медитации, образуя чаумукху – место поклонения. Слева от павильона можно увидеть колонну, справа — фигуру слона.
Само главное святилище состоит из двух этажей, первый из которых остался незаконченным, а второй, напротив, богато украшен фризами, скульптурами и орнаментами тончайшей работы, в том числе фигурами якши Маданги и якшини Сиддхайики, одними из самых знаменитых в Эллоре.
Из главного зала можно пройти в два довольно больших второстепенных святилища, балконы которых выходят во внутренний двор.
Пещера 33
Двухэтажная пещера с местным названием Джаганатха Сабха.
К святилищу первого этажа ведет узкий вестибюль с колоннами, украшенными резьбой. Второй этаж более просторный и состоит из веранды и большого зала с 12 богато декорированными колоннами с расположенным в задней части святилищем. Кое-где сохранились фрагменты настенной росписи.
Восточнее расположена маленькая пещера, посвященная Махавире.
Пещера 34
Последняя из джайнских пещер Эллоры. Храм небольшого размера с обычной планировкой и изображениями Паршванатхи, Гомматы и Суматинатхи.
Информация для посетителей
Добраться в Эллору можно из города Аурангабад, который находится в 400 км от Мумбаи. Расстояние от центра Аурангабада до пещерного комплекса около 30 км, время в пути на рейсовом автобусе около часа.
Входной билет стоит 500 рупий, детям до 15 лет вход бесплатный.
Я не сильна в направлениях индуизма и буддизма, но пещеры Эллоры как культурно — историческое наследие посетила бы с огромным удовольствием. Посмотрела фотографии – очень впечатляют. Как? Ну, вот как можно из куска скалы высечь такую красоту, да еще и в несколько этажей. Понятно про крепость пород, но все равно ведь делались расчеты, чтобы не только не было обрушений, но и сохранились экспонаты до наших дней. А учитывая один из способов вырубки сверху вниз, и продолжительность работ, каких титанических усилий это стоило.
Вживую видела высеченные в скале Ликийские гробницы Миры в Турции и пещерный город Чуфут-Кале в Крыму, но индийские пещерные храмы Эллоры – несомненно, одно из самых удивительных творений человечества.