Госдумой в третьем чтении были приняты поправки в Воздушный кодекс, которые должны привести его в соответствие с Монреальской конвенцией. В силу вступит нововведение через 180 дней.
До этого времени РФ подчинялась Варшавской конвенции, которая была принята в далеком 1929 году. Документ уже давно устарел и поправки в него вносились неохотно, потому пришло время изменений, считают российские чиновники. Для примера можно привести компенсацию за гибель туриста, которая составляет всего 20 тысяч долларов.
Что касается Монреальской конвенции – она была принята в 1999 году, но Россия присоединилась к ней весной текущего года. Согласно документу, пассажир может рассчитывать на новые размеры компенсаций, а также упрощенную систему взыскания ущерба. Авиакомпания, со своей стороны должна доказать право не платить свыше указанного размера компенсации.
В случае авиакатастроф, компенсации не подлежат те случаи, когда вины перевозчика в случившемся нет. Согласно действующему законодательству РФ, минимальные выплаты могут быть в размере 2 млн. рублей. Это правило пока распространяется на внутренние рейсы.
По словам К. Степановой, юриста Heads Consulting, авиакомпании отвечают за жизнь и здоровье пассажиров только в то время, когда последние находятся на борту самолетов. Раньше к ответственности можно было притянуть, если несчастный случай произошел с момента прохождения предполетного досмотра и до того времени, когда пассажир покинул авиаузел. Олег Пантелеев, исполнительный директор «Авиапорта» уточняет, что размер выплат за задержку рейсов является принципиальным вопросом в случае с Монреальской конвенцией.
На данный момент можно требовать не больше 50% от стоимости авиаперелета за задержку, тогда как по новым правилам пассажир может получить от перевозчика до 400 тысяч рублей. Опять же, все зависит только от реального ущерба, который еще доказать нужно.
Внедрение новых правил не означает, что российские перевозчики будут сильно страдать, так как количество задержек у них не больше, чем у других стран. Как правило, больше всего конфликтов приходится на высокий туристический сезон. Можно догадаться, что в пик сезона аэропорты загружены и если борт не успевает в назначенное время в выделенный слот, никто не может гарантировать, что не придется запретить посадку.
Пока ответственность авиакомпаний во время исполнения внутренних рейсов будет ниже, чем во время международных. На данный момент введение штрафов на внутреннем рынке перевозок может сказаться негативно на финансовой устойчивости компании.
Задержки если и происходят, то в результате недостатка бортов. Часто случаются ситуации с верными опозданиями. Никто не хочет спровоцировать еще больше банкротств на рынке авиаперевозок, потому рисковать нет смысла, так как пострадает в конечном итоге турист.
При чем здесь пассажиры? Дело в том, что дополнительные растраты перевозчика будут ложиться именно на плечи его клиентов. Риски просто заложат в стоимость перелетов. Сейчас, когда нововведение коснулось только международной перевозки, переживать о повышении стоимости не нужно, уверен главный редактор avia.ru Р. Гусаров.
Те перевозчики, которые сейчас оперируют на международных линиях, должны конкурировать с другими компаниями. Уже не первый год пассажиров страхуют именно по стандартам Монреальской конвенции. Это означает, что туристический бизнес уже давно пошел вперед, а законодательство только начинает его догонять.