Скульптурная группа Рабочий и колхозница – образец монументальной пропаганды социализма и ценностей этого общественного строя. Украшение павильона СССР на Международной выставке 1937 года в Париже сейчас нависает над московскими улицами возле входа в бывшую ВДНХ. Настоящий символ прошедшего исторического этапа имеет определенные художественные достоинства, уникален по использованному материалу и примененным технологиям.
Создавалась скульптура целевым назначением для украшения советского павильона на Всемирной выставке в Париже 1937 года. Разработка эскизного, а затем и рабочего проекта павильона осуществлялась архитектором Борисом Иофаном, ему же принадлежала концепция динамичной скульптурной группы, навеянная античной статуей Тираноборцы с воздетыми мечами.
В конкурсе с заданной идеей участвовали ведущие скульпторы того времени, победила работа Веры Мухиной, сумевшей вложить в композицию Рабочего и колхозницы больше динамизма и порыва, чем конкуренты – мужчины.
Статуя более 23 метров высотой возвышалась на 34-метровом постаменте, одновременно являвшимся выставочным павильоном. По окончанию выставки в Париже скульптуру вернули в Москву, перевозки требовали почти 30 железнодорожных вагонов.
Возвращенная скульптура нашла применение для оформления территории создаваемой Всесоюзной выставки, будущей ВДНХ. Воссоздания павильона было решено не проводить из-за длительности и дороговизны, ограничились 10-метровым постаментом. Оставшийся полувековой социалистический период истории страны Рабочий и колхозница были заметным монументом, и не более.
Лишь в новом тысячелетии выдающееся произведение модернистского направления искусства мирового уровня привлекло внимание художественной общественности и властей города. Было принято решение о воссоздании всего комплекса павильона – постамента и скульптурной группы Рабочий и колхозница, с оборудованием и использованием павильона как музейного и выставочного центра.
Современные технические устройства позволяют выполнить съемки самых масштабных объектов с необходимой высоты. Это дает возможность не только показать интересующие достопримечательности во всей красе и грандиозности, но и отобразить окружающую местность и сопутствующие объекты. Убедиться в преимуществах высотных съемок можно при просмотре приложенного к обзору слайдера, снятого коптером при круговом облете места размещения выставочного павильона.
Такие снимки позволяют составить довольно полное представление о характере и месте расположения интересующего здания, монумента или природной диковинки заранее, чтобы свободно ориентироваться при личном посещении, вплоть до выбора путей подъезда либо подхода к интересующему объекту.
Задуманный столичными властями музейно – выставочный комплекс разместили у входа на территорию ВВЦ, как стали именовать бывшую ВДНХ. Павильон, он же постамент статуи Рабочий и колхозница, получился достаточно вместительным – более тысячи человек. Оформление максимально приблизили к парижскому варианту для сохранения исторической достоверности.
Были восстановлены барельефы, изображающие советских тружеников, и герб исчезнувшего СССР. Политически корректное решение не размещать на пьедестале гербы бывших союзных республик, а ныне независимых государств, вполне понятно и соответствует нынешним реалиям.
Постоянная музейная экспозиция нового выставочного комплекса не слишком велика и в основном посвящена истории замысла и воплощения легендарной скульптуры, которую иногда называли даже вторым гербом Советского Союза. Здесь собраны сохранившиеся черновые наброски и проектные разработки, макеты и уменьшенные копии, некоторые части первоначального каркаса, замененные новыми при реставрации.
В схематичной фигуре из металлических труб можно узнать молот рабочего со статуи, показывающий его натуральную величину без части рукоятки. Интерьеры внутри музея соответствуют популярному во время создания скульптурной группы Рабочий и колхозница конструктивистскому направлению.
Схематический молот расположен на основании из старых металлических конструкций, забракованных для последующего износа. Это части металлических и даже клепанных балок каркаса статуи, на который укреплялась наружная облицовка из нержавеющей стали. Этот материал за счет содержания никеля и хрома не подвергался коррозии, что было крайне важно при расположении произведения искусства под открытым небом.
Листы легированного металла необходимой формы крепились к каркасу методом точечной сварки – технологического новшества, разработанного для предприятий бронетанковой отрасли. В этом главное отличие от непревзойденного по высоте прототипа нашего монумента – статуи Свободы, где облицовка прикреплена при помощи устаревшей клепки.
Создание скульптуры из непривычного материала требовало квалифицированного руководства и исполнения, обычные скульпторы и строители здесь были бессильны. Поэтому к работе были привлечены коллективы нескольких заводов и видный специалист по металлу и его использованию в строительстве, профессор Львов.
Скульптурную группу выполняли в уменьшенном масштабе, моделировали многократное увеличение и изготавливали отдельными фрагментами стальную оболочку. Отдельно разрабатывался опорный каркас и система крепления. Макеты скульптуры сохранены и являются экспонатами нового музея.
Представлен в экспозиции и макет парижского варианта павильона, который представлял нашу страну на Всемирной выставке. Масштабы этого мероприятия и единовременный наплыв огромного количества посетителей требовали просторного помещения, поэтому павильон в Париже имел длину 150 метров против нынешних 64-х.
Внешний облик павильона несколько отличался от ныне восстановленного, при этом основные конструкционные и оформительские решения ревизии не подвергались. Внешне существенным, но не нарушающим авторский замысел отличием является в парижском варианте иная величина оконных проемов павильона и наличие в новом здании площадок на верхней части постамента для массовых мероприятий.
Сохранен в музейном центре и эскизный вариант проекта парижского павильона для Всемирной выставки 1937 года. Таким величественное здание с венчающей его скульптурой Рабочего и колхозницы представало перед горожанами и гостями выставки с набережной реки Сены. На листе чертежного ватмана, в правом нижнем углу автор концепции вписал всех своих соавторов, участвовавших в создании шедевра.
Некоторая схематичность фигур скульптурной группы вполне объяснима, детальной проработкой занималась Вера Мухина, внося корректировки до последнего возможного момента перед воплощением. Художница стремилась передать стремительный порыв молодых людей, их реальное движение вперед.
Еще один экспонат выставки о предварительной подготовке к созданию скульптуры Рабочий и колхозница показывает взыскательность авторов и глубину проработки деталей. Для общего обсуждения авторского коллектива выбраны ручные орудия, используемые в промышленном производстве, строительстве и сельском хозяйстве.
Вполне очевидный даже на первый взгляд выбор серпа и молота подвергался сомнению не в противовес их использованию в государственном гербе, а ради достоверности и жизненности изображения. Выбор был практически очевидным, но взыскательные художники коллективно выверяли творческие решения.
Фото, где краешек ботинка, не может свидетельствовать о строительстве Парижского павильона. Автомобиля УАЗ в 1937 году не было. Скорее это снимок, каких либо ремонтных работ в послевоенное время. А скульптура уникальная, тут ничего не скажешь.
К сожалению символ «серп и молот» ушел в прошлое, сейчас другие символы времени…
Я бы сказал, что монумент не «нависает над московскими улицами», а стремится в небо. Несколько раз был в этом недавно открытом павильоне. Сделано богато и просторно, правда, вместо роскошного центрального входа посетителей запускают через полуподвальную калитку. Подробная ретроспективная экспозиция на первом этаже посвящена истории создания скульптуры и Парижской выставке. Здесь же можно посмотреть интересные полотна в стиле социалистического реализма. А вот остальные этажи пока используются нерачительно под случайные экспонаты и маленькие временные выставки.