2018 год, как и несколько предыдущих, стал сложным для российского туристического бизнеса. Много поставщиков туристического продукта ушли из рынка за первые девять месяцев работы. Наиболее известным случаем является ситуация с Натали Турс. Уже сейчас стало понятно, что страховые выплаты не покрывают все требования пострадавших. Через несколько месяцев, вероятно, пострадавшие туристы начнут обращаться в суды с «новыми» исками. В связи с этим Георгий Мохов, учредитель юридического агентства «Персона Грата», решил дать советы туристическим агентствам о минимизации рисков. Потребитель со своей стороны из рекомендаций может узнать, к кому обращаться с судебным иском, чтобы его удовлетворили.
Практически каждый турист уже сейчас понимает, что банкротство любого, даже самого сильного туроператора, грозит возможностью остаться без отдыха и компенсации. В любом случае, не хватает страховой суммы. Если ситуация складывается таким образом, у туристов есть несколько путей решения проблемы. Как рассказал Мохов, иногда туристы заинтересованы даже в возможности уголовного преследования управляющих и учредителей. Потребителю важно, чтобы физическое лицо, которое причастно к хищениям, ставшим причиной банкротства, понесло ответственность. Как правило, юристы от таких действий отговаривают, если компания уходит из рынка цивилизованно. По крайней мере, на первом этапе никто в уголовном деле не заинтересован.
Уголовное дело не способствует скорейшей компенсации средств. Процедура затягивается и получение денег откладывается. Если же потребителю отказал страховщик из-за того, что договор о реализации туристического продукта был заключен до даты заключения соглашения между туроператором и страховщиком, следует заняться грамотным составлением жалобы в надзорные органы. Отказ следует оспаривать, в том числе, и в суде. Юрист специально по этому поводу решил проконсультироваться с Центробанком. Там подтвердили, что такие обстоятельства не являются основанием для отказа в выплате страхового возмещения.
Важен тот факт, что страховой случай произошел уже после заключения договора. Такой пример является только одним из многих, с которыми на практике сталкиваются потребители и турагенты. Если турист считает, что страховая доля рассчитана неверно, ему следует оперативно обратиться к юристам. Только в суде можно доказать ненадлежащее выполнение страховой компанией своих обязательств. Естественно, с юридической точки зрения это все является сложным. Действовать нужно точно и взвешенно. Если начать писать жалобы, исковые требования и претензии во всевозможные инстанции и параллельно подавать заявление о возбуждении уголовного дела, то разбирательства затянуться примерно на 2 года. К тому моменту вероятно ответчика уже и не будет.
В случае с коллективными исками, таким образом, ситуацию можно только усугубить. Судам достаточно тяжело собрать всех пострадавших и получить от них нужные доказательства. Как сообщил Георгий Мохов, сейчас эффективными являются жалобы в надзорные инстанции. Согласно программе «Открытое Правительство» органы власти должны отвечать даже на самые необоснованные эмоциональные обращения потребителей. В первую очередь турист должен правильно выбрать к кому обратиться. Если это страховая компания, то надзорной инстанцией является Центробанк и Всероссийский Союз страховщиков. Всеобщим надзором за соблюдением прав потребителей является Роспотребнадзор. Однако в письме стоит описывать не свои ощущения в сложившейся ситуации, а подкреплять документальные подтверждения. Органу власти с помощью подтверждений проведения платежа следует подсказать правильный ответ. Жалобу лучше составлять с юристом. Турагенты обеспокоены, что туристы после отказа страховой могут обратиться к ним. В этом случае уже турагенту нужно в суде доказать свою добросовестность и вину туроператора.