«Высокий» летний сезон 2017 показал, что сейчас авиаперевозчики не несут достаточно ответственности за осуществление рейсов. Чтобы сохранить стабильную ситуацию на рынке, нужно увеличивать ответственность.
Безопасность и комфорт туристов — это важный момент, о котором должны заботиться не только поставщики туристических услуг, но и авиаперевозчики. Сейчас можно наблюдать ситуацию, когда туроператоры сами пытаются решить проблему авиакомпании в то время когда последняя, пользуясь дефицитом перевозки, спокойно работает и дальше. Что получает потребитель? Отсутствие законного отдыха, постоянные переживания насчет того, выйдет ли добраться на курорт.
Сообщество туроператоров считает, что этот вопрос нужно срочно поднимать. Первый, к кому будут обращаться — вице-премьер В.Мутко.
В этом сезоне уже не раз говорили о негативной роли ряда авиакомпаний. Например, во время разбирательств с Ted Travel оказалось, что авиакомпания «Якутия» нарушала действующее законодательство. Перевозчик выписывал билеты пакетным туристам в одну сторону. По сути, авиакомпанию просто «прижали в стенке», чтобы получить обязательство вывезти всех пострадавших туристов домой. Вывоз состоялся, хоть и не так легко, как хотелось.
Пассажирам ВИМ-Авиа повезло гораздо меньше. Они оказались в трудной ситуации как раз в пик сезона отпусков, когда заметить перевозчика было просто некому. Большинство туристов, которые планировали полететь на отдых в Сочи и Крым никуда не поехали. Отпуск — дело, которое подчинено графику, и тратить это время на ожидание освободившегося самолета никто не хочет. Отели ведь тоже заказаны на определенное время.
В подобных ситуациях туристам приходится покупать билеты на другие авиалинии за свой счет и добираться до места назначения. В общем, количество пострадавших в ситуации с ВИМ-Авиа доходит до 100 тысяч человек.
Тревожит в этой ситуации одно — перевозчики фактически не отвечают за свою деятельность и ее отсутствие. Директор АТОР Майя Ломидзе утверждает, что на рынке сейчас имеется дефицит самолетов. Если допустить, что Росавиация принимает решение отозвать сертификат у перевозчика, который проштрафился — заметить его просто нечем.
Выходит, что отзывать сертификат — это вредить тому же потребителю, который имеет возможность хоть и с задержкой, но вылететь на курорт. Такая ситуация требует корректив, так как дисциплины нет практически. Что касается идеи Минтранса в будущем сезоне заменить чартерные рейсы регулярными — большинство экспертов эту идею не воспринимают адекватной.
В сложившейся ситуации туроператорам приходится начинать войну за ответственность перевозчика. Впереди еще сезон зимнего отпуска, который нельзя ставить под вопрос. Выездной туризм и так снижает высоту, нельзя его еще больше «топить».
А что делает туроператор?
Эксперты сообщают, что ситуация с туроператорами не настолько проста, как это кажется потребителю. Они должны озвучивать, на какие объемы претендуют, исходя из чего, оплачиваются страховые фонды. А вот перевозчика, который заявляет определенную программу, никто не спрашивает, сможет ли он ее покрыть, хватит ли у него бортов, и есть ли резервные судна.
Когда возникает спорная ситуация, туристы начинают обрывать телефон поставщика туристических услуг. Выходит, что ответственность за любой конфликт будет нести туроператор или турагентство.
Сейчас есть предложение от туристического рынка о том, что нужно обязать Росавиацию проверять, сможет ли перевозчик выполнить заявленный план. Представители туристического рынка напоминают, что у них нет цели лишить определенные авиакомпании права перевозок. Каждая компания хочет работать в нормальных условиях с минимальным количеством недовольных клиентов. Следует ответственность делить, а не взваливать на одну сторону, считают эксперты.
Как вы думаете, правы ли представители туристического бизнеса? Будет ли толк, если ответственность разделят?