С того момента, как начала работать ассоциация туроператоров по выездному туризму «Турпомощь», из-за рубежа получилось вывезти практически 400 тысяч российских туристов. Такая информация поступила от Александра Осауленко на пресс-конференции, которая была посвящена пятилетию объединения.
Как ни странно, но большинство путешественников вывезли не в связи с тем, что обанкротился туроператор, а из-за разных кризисных ситуаций, возникших в авиаотрасли. Осауленко утверждает, что в 2014 году после того, как обанкротились несколько поставщиков туристических услуг, «Турпомощи» пришлось заниматься экстренной эвакуацией 40 тысяч российских туристов. Тогда фонд испытали как никогда ранее.
Следующий случай произошел в 2015 году, когда силами «Турпомощи» был организован вывоз 360 тысяч туристов, которые должны были лететь на крыльях «Трансаэро». Из этого количества было около 200 тысяч туристов, купивших перелет в составе туристического пакета. В том же году пришлось выделять финансирование на транспортировку 79 тысяч пассажиров с Египта после принятия решения о закрытии данной страны в связи с взрывом самолета «Когалымавиа». Также туристов вывозили с Турции после сбитого российского самолета.
На протяжении 2016 года все было относительно спокойно. Зато в 2017 пришлось «расплачиваться» за спокойные времена 2016-го. Из Болгарии вывезли 900 детей, дальше пострадавшие от деятельности Ted Travel, а также 39 тысяч клиентов «ВИМ-Авиа». Представители ассоциации уверены, что они способны справится с проблемами, возникшими не только в туризме, но и в смежных отраслях. Осауленко заметил, что их компания уже давно научилась совмещать плановые вывозы туристов с экстренными. Что касается, туристов «ВИМ-Авиа», то на бортах были как туристы с просроченными билетами, так и те, чей отдых закончился планово.
В конце текущей недели уже должна решиться проблема с туристами «ВИМ-Авиа». Сначала было сложно, потом удалось собраться и возвращать туристов уже в плановом режиме. В общем, спасать пришлось около 39 тысяч туристов, имевших билеты остановившейся авиакомпании.
Осауленко напоминает, что, несмотря на слова генерального директора TUI Россия Т. Демуры о том, что туроператорам пришлось вывозить туристов за собственный счет, нужно понимать, что заранее билеты уже были оплачены. Ассоция взяла на себя работу Росавиации, потому понесли серьезные расходы. Сами представители ассоциации не считают эти растраты большими убытками, так как они будут возвращены регрессом.
Виктор Тополкараев сообщает, что компания «Интурист» попала в сложную ситуацию в связи с банкротством «ВИМ-Авиа». Согласно графику перевозчик должен был выполнять по 10 рейсов каждый день. Причем речь идет не только о внутренних, но и о международных перевозках. Достаточно сложно найти оперативно замену такому большому количеству вылетов, особенно, если речь идет о конце октября.
Со своей стороны «Интурист» отчитывается, что они вывезли своих туристов с просроченной датой вылета. Для этого пришлось совершить примерно 29 рейсов. Только 8 были поставлены в рамках работы штаба Росавиации, а все остальное пришлось организовать самому туроператору. Это касается и повторной оплаты стоимости перелета.
Естественно, стал возникать вопрос, как туроператоры могли заключать договора с тем, кто на грани банкротства. Тополкараев утверждает, что проблемы «ВИМ-Авиа» были скрыты от глаз на момент заключения договоров с поставщиками туристического продукта. Контракты подписывались в январе-феврале. Примерно тогда же вносили и авансовые платежи. Как раз в тот период Росавиация утверждала, что перевозчик относится к группе высшей надежности.
На пресс-конференции решили также поднять вопрос о наличии у туристов «ВИМ-Авиа» обратных проездных документов. Туроператоры утверждают, что полностью все обратные билеты они оплатили, это можно подтвердить платежками. Сам перевозчик не всегда выписывал обратные билеты, потому и сложилась столь сложная ситуация.
Александр Осауленко в который раз напомнил, что Турпомощь имеет собственную четкую позицию, связанную с компенсациями. Причем позиция эта формировалась еще в 2015 году, когда пришлось решить проблему банкротства «Трансаэро». Туроператоры в обязательном порядке должны оплачивать обратные рейсы. Этот момент является самым главным. По словам Осауленко, ассоциация всегда выполняет то, что должна согласно действующему законодательству. То, что иногда для принятия решения необходимо больше времени минусом не считается. В случае с «ВИМ-Авиа» туристический бизнес все сделал правильно. Если пытаться разобраться в технологии исполнения, то вопрос еще больше запутывается.
Участники пресс-конференции отмечают, что вообще не видят причинно-следственной связи между отсутствием или наличие у пассажиров обратного проездного документа и остановкой деятельности перевозчика. Даже далек от данной сферы человек может понять, что коллапс произошел независимо от данного фактора.
Вы согласны с тем, что «Турпомощь» делает все возможное? Всегда ли они готовы финансировать туристов?