Только начинается зимний сезон, туристический рынок интересуется, что будет с ценами летом. Кроме этого, профессиональные круги обсуждают возможное перераспределение туристического рынка в пользу туроператоров, которые предлагают собственную перевозку. Представитель сети туристических бюро «Спутник» А. Иосифян в закрытой группе «Трэвэл Президиум» пытается понять, как поступать конкурентам, которые пока не могут позволить себе собственные борты.
Будет ли перераспределение
В любом обсуждении мнения экспертов делятся на несколько категорий. По словам Б. Квирквии, генерального директора Royal Flight, туроператорам нужно срочно налаживать сотрудничество с авиакомпаниями. Если к лету кто-то останется без договоренностей с конкретным перевозчиком, предлагать клиентам просто будет нечего. Нормальная цена предлагается только партнерам. Остаться без «воздуха» — получить провальные показатели высокого туристического сезона.
Сергей Толчин, заместитель генерального директора НТК «Интурист» со своей стороны считает, что сгущать краски не нужно. Поставщики туристического продукта и так понимают, что нужно развивать собственную перевозку, иначе есть риск обанкротится, как в ситуации с «ВИМ-Авиа». К слову, «TUI Россия» и «Интурист» являлись основными экс-заказчиками компании-банкрота. Оба туроператора сообщили о том, что будут открывать собственную перевозку, иначе проблем не избежать.
Эксперты уверены, что обе компании будут действовать по одному принципу: возьмут в лизинг самолеты на базе авиакомпаний — «дочек» владельцев. Несмотря на позитив туроператоров, их конкуренты считают, что реализовать проект до лета следующего года будет чрезвычайно сложно. Руководство «Библио Глобуса» напоминает, что перевезти новые борты в страну не так просто, как может показаться. Кроме фактической перевозки нужно думать еще и о том, как получить хорошую экономику перевозки. Если говорить о летнем периоде — можно поставить ставки на Турцию и точно иметь прибыль, а вот зимой возникают трудности. Обеспечить стабильную загрузку достаточно сложно. Можно рассматривать ЮВА, но тогда уже и техника должна быть дальнемагистральной, что влечет дополнительные риски.
По словам генерального директора Red Wings, за полгода построить предприятие, которое будет в составе иметь хотя бы 10 самолетов нереально. Почему именно такое количество бортов? Потому что столько нужно для того, чтобы получить приемлемую себестоимость. Если говорить о широком фюзеляже — неподготовленная компания рискует погибнуть и это уже наблюдалось на примере «ВИМ-Авиа».
Что будет с ценами?
Большинство экспертов склоняются к тому, что туристам стоит ожидать повышения стоимости перевозки. По словам Реваза Мгеладзе, генерального директора BTA Group, скачки могут быть в пределах 10-30%. Е. Ключарев надеется, что ценовая планка будет поднята примерно на 10-15%, избежать этого не выйдет, так как растут расходы самих авиакомпаний. Даже незначительное повышение стоимости дает перевозчику надежду на получение жизненного пространства. Ключарев сообщает, что сейчас крайне сложно настроить туроператоров на нормальный лад. Они привыкли работать с «ВИМ-Авиа». Стоимость, которая была предложена компанией банкротом, всем идеально подходила и сейчас нужно объяснить, что на постоянной основе такой стоимости ожидать не стоит. Все видели к чему это привело, но понимать реальный расклад вещей пока не хотят.
Что касается стоимости пакетного тура, здесь все будет зависеть от того, что запланировали поставщики туристического продукта. Ценообразование в большей степени зависит от тех, кто имеет собственные крылья. Если в ходе высокого туристического сезона компании будут жестко конкурировать друг с другом — цены упадут. В противном случае стоит ожидать рост. Главное, чтобы не дошли до очередного витка демпинга.
Как вы думаете, какие цены принесет новый туристический сезон? Стоит ли ожидать повышения или есть шанс получить прежние цены?