Известно несколько московских мест обитания великого актера, однако сохранился единственный одноэтажный дом с яблоневым садом. Здесь и открылся в 2009 году дом-музей М.С. Щепкина, увековечивший его память. Постройка конца XVIII века, особняк был одним из немногих деревянных строений, переживших пожар 1812 года. Мемориальность дома очевидна, поскольку Михаил Семенович провел здесь последние годы жизни. Сохранены детали бытовой обстановки, дополненные свидетельствами и иллюстрациями сценической деятельности.
Стоит дом-музей М.С. Щепкина на улице его имени, на фоне громады комплекса Олимпийский. Уцелеть в таком месте неказистому строению помог статус исторического памятника, охраняемого государством. Не добейся этого деятели культуры в 1996 году, снос был бы неминуем. Тем самым утратили бы поклонники памяти великого актера последнее заставшее его строение, дом-музей М.С. Щепкина в другом здании не был бы мемориальным.
Почти столетие, после отъезда Щепкиных в Ялту, особняк был простым жилым домом, принадлежа неизвестным владельцам. Вследствие учиненных переделок восстановление прежнего облика и внутренней планировки заняло более десятилетия. Усилиями реставраторов дом-музей М.С. Щепкина стал внутри и снаружи таким, как век назад. Собраны были многие свидетельства жизни в нем знаменитого владельца.
Внутренний дворик с садом в зимних условиях не столь живописен, как летом или в пору цветения. Выросший в деревенских условиях Щепкин наличию уголка растительности у самого жилища особенно радовался. Знакомая с детства обстановка помогала готовиться к спектаклям, хотя радостей у крепостного мальчика было немного. Только огромный талант и барская благосклонность проложили ему путь на сцену.
Осматриваем дом-музей М.С. Щепкина
Поклонникам таланта актера, реформатора отечественной сцены дом-музей М.С. Щепкина демонстрирует несколько помещений. Буфетная получила наименование либо из-за непосредственного назначения, либо из-за названия одинокого предмета меблировки. Резной буфет представляет интерес для любителей старинной мебели и для ценителей резьбы по дереву. Главная ценность – в разложенных листах бумаги, касавшихся Щепкина.
Оригинально выглядит фигура хозяина особняка – увеличенная до реальных размеров фотография на черном фоне. Щепкин словно приглашает посетителей ознакомиться и с жилищем, и с собственной судьбой. Стена напротив резного буфета занята информацией о происхождении и ранних годах будущего корифея сцены. Миша рос в семье крепостных графа Волькенштейна и сам состоял в собственности помещика до зрелости.
Барин благоволил талантливому подростку, привлек его к спектаклям своего усадебного театра. Профессиональная сцена началась для Щепкина с работы суфлером, что позволило досконально изучить роли репертуара. Определенную роль в его судьбе сыграла случайность, когда некому было заменить загулявшего исполнителя. Потом талант Щепкина был замечен одним из драматургов, поспособствовавшим приему в Императорский театр.
Небольшой тупиковый холл, разрисованный сценами театральных представлений, украшен несколькими живописными произведениями. Тематика картин так или иначе связана с театром, начиная от ярмарочных балаганов. Копия полотна Маковского – Балаганы в Санкт-Петербурге соседствует с центральной картиной Масляничные гуляния. Более подробно рассмотреть произведения, как и интерьеры, поможет виртуальный тур Музей Щепкина.
Помещения и роли
Большая гостиная, именуемая в семье залой, — самое большое помещение, которое дом-музей М.С. Щепкина демонстрирует посетителям. Главный экспонат здесь – инсталляция декораций сцены из пьесы Горе от ума. Вмонтированная фотография показывает Щепкина в роли Фамусова, самого любимого им персонажа великой комедии. Написавший ее дипломат Грибоедов, погибший на посту посла в Персии, с актером знаком не был.
Это было скорее исключением, большинство выдающихся литераторов того времени знали великого исполнителя ролей своих произведений. Успел актер познакомиться с великим Пушкиным, особо ценившим его талант. Дом-музей М.С. Щепкина даже располагает подлинником его рукописных строк. Многие знаменитости представлены на стене над диваном в большой Зале, всего лишь аналоге щепкинской мебели.
Единственная поездка за границу свела Щепкина с Герценым. Хотя актер не разделял реформаторских идей эмигранта, но признавая ум и логику демократа, Щепкин состоял с ним в переписке. Другой противник самодержавия и драматург Белинский даже писал пьесы для Щепкина, как и нейтральный Тургенев. Поэты Некрасов и Шевченко, драматург Островский также входили в число знакомых с мастером перевоплощения. Особое место занимал Гоголь.
Синюю гостиную дом-музей М.С. Щепкина фактически посвятил Николаю Васильевичу, здесь находится его редкий портрет. Написал его малоизвестный художник Доминик Эрнестович Гаген, фамилию которого поисковики упорно исправляют на знаменитого француза. Специализацией этого мастера была акварель. Портрет масляными красками – исключение. Мебель для комнаты дом-музей М.С. Щепкина подобрал из изделий подходящего стиля и времени изготовления.
По другую сторону от находящейся в центре фото печки – витрина, посвященная одному спектаклю. Это бессмертная комедия Николая Васильевича Гоголя — Ревизор, в которой Щепкин был исполнителем роли Городничего. Сотрудники утверждают, что дом-музей М.С. Щепкина хранит и демонстрирует подлинный сценический костюм, используемый великим актером. Униформа городского главы – центральный экспонат витрины, да и всего хранилища.
Талант, поклонники и последователи
С особой торжественностью оформленная Диванная – помещение, посвященное прижизненной славе и признанию великого актера. Дизайнеры выбрали яркий бардовый цвет стен, в тон которой подобрана обивка мебели. Основа экспозиции – бюст Щепкина из белого мрамора на высоком постаменте, достойный римского императора. Скульптурный портрет помещен под театральным занавесом как знаменем актерской профессии.
На столе мебельного гарнитура выложена информация о бенефисах и юбилейных спектаклях, рецензии и отклики зрителей. Не забыты самые близкие по духу люди, входившие в ближний круг общения великого артиста. Многие портреты узнаваемы, но бюст Щепкина выделяется высшим мастерством исполнения. На умиротворенном лице персонажа скульптором тонко выражена удовлетворенность результатами собственной творческой работы.
Взгляд мраморного Щепкина направлен в сторону стенда на противоположной стене помещения, в обзоре не представленного. Его экспозиция посвящена французской актрисе Рашель, которую Михаил Семенович считал выдающимся явлением в искусстве. Приписывают актеру и высокие романтические чувства к этой красивой женщине, сам он об этом умалчивает. Крепость семейных уз, как известно, испытание временем выдержала.
Межкомнатный коридор дом-музей Щепкина отвел под портреты учеников и последователей мастера сцены. Служа в Малом театре целые 40 лет, Щепкин сформировал новую актерскую школу в его стенах. Выделенная черным фоном экспозиция включает изображения красками и рисунки, есть и фото. Все художественные работы снабжены поясняющими надписями, посетив дом-музей М.С. Щепкина, их невозможно пропустить.
Будучи выдающимся представителем художественного реализма на театральной сцене, Щепкин воспитывал других актеров исключительно собственной практикой. Обобщение его методов работы над ролью и поведения на подмостках выполнил великий теоретик театра Станиславский. Его система актерского перевоплощения признана и используется во всем мире. Лично же он Щепкина знать не мог, родившись в год смерти великого актера.
Семейные отношения и рабочее место
Одно из помещений дом-музей М.С. Щепкина посвятил его семейной жизни, не лишенной романтизма. Жена его, турчанка по происхождению, воспитывалась как приемная дочь в генеральской семье. Во время войны с Турцией ребенка, котоорого нашли на поле боя, тогда еще полковник Чаликов взял в семью. Встретившись и полюбив друг друга с первого взгляда, они поженились в 1812 году. При этом генеральская дочь обретала статус крепостной, по мужу.
Крепостными были Щепкины до 1822 года, когда их выкупили доброжелатели актера. Чета воспитала достойное продолжение рода, двоих сыновей и столько же дочерей. Мальчики стали учеными (филологом и историком), девочки же пошли отцовской дорогой. Обе выступали в театрах, старшая как Щепкина 1-я, младшая – как 2-я. Семейный стенд предоставляет более полную информацию о потомках великого актера.
Домашний кабинет Михаила Семеновича обставлен с максимальным приближением к интерьеру, известному по воспоминаниям современников. Массивное удобное кресло расположено перед столом восьмигранной формы, явно неудобным для письма. Репетировать роли либо общаться с товарищами по актерству здесь было вполне комфортно. На столе очередная реликвия, двухтомник Мертвых душ, по преданию – подарок самого Гоголя.
Письменный стол или бюро прихотливой конструкции поставлено возле стены, украшенной портретами ближайших друзей. На верхней столешнице шкатулка и книги, между ними небольшой бюст Гоголя. Нижняя выглядит как декорация места для письма, которое явно не относится к основным занятиям хозяина. Воспоминания Щепкина эмоциональны и интересны, но крайне немногочисленны по количеству страниц.
Заботливо скомплектованные и оформленные экспозиции помещений делают дом-музей М.С. Щепкина привлекательным для посетителей. Сделано все возможное для отражения творческого характера незаурядной личности, каковой несомненно являлся хозяин особняка. Среди всех филиалов театрального музея имени Бахрушина этот – один из интереснейших. Точно так же личность Щепкина имеет величайшее значение в истории развития театра в России.