Внешне неприметный одноэтажный Екатерининский корпус, стоящий рядом с дворцом Монплезир, хранит экспонаты большой ценности. Строил и оформлял его Растрелли, участвовали Кваренги и Стасов. Заказала постройку Елизавета Петровна, назван по проживанию во флигеле Екатерины (будущей Великой) перед устранением мужа. Внутри Екатерининский корпус сохраняет в основном интерьеры времен Александра Первого, произведения изобразительного и мебельного искусства первой четверти XIX века.
Как и прочие строения Петергофа, Екатерининский корпус серьезно пострадал во Второй мировой войне. Сейчас в нем музей художественной тематики, но исторический стенд имеется. Потомки должны знать не только построивших шедевры, но и возродивших их из руин. Пространственный макет территории и строений Петергофа показывает его современный вид, максимально приближенный к прежнему состоянию усилиями реставраторов.
Екатерининский корпус – одно из немногих зданий Петергофа, построенных без участия Петра Великого. Как бы он, большой любитель симметрии, оценил новую постройку, уже не узнать. Однако на макете здание, выделенное белой кровлей, ансамбль дворца Монплезир, кажется, не испортило. Над макетом — довоенные фотографии интерьеров корпуса, фотографии участников и эпизодов восстановительных работ.
Екатерининский корпус – интерьеры помещений
Сначала посетители осматривают Зеленую приемную, где встречали гостей императрицы, а позднее и Александр Первый. Мраморный камин, выполненный как портик на колоннах, украшает комнату. Различные изделия из бронзы выставлены на верхней каминной доске, вместе с зеркалом похожие на картину. Здесь же декораторы выставили несколько постаментов с вазой и бюстами, интересные образцы мебели.
Особенно приметны стол с бронзовыми опорными деталями, оригинальная мягкая скамеечка и столик возле нее. Выше массивного дивана – портрет Елизаветы Петровны, выполненный художником Христинеком, заключенный в оригинальный багет. Роспись стен в технике однотонного гризайля с воинскими символами и орнаментальные фризы составляют важную часть оформления помещения.
Далее представлен кабинет Александра Первого, оформленный более официально и по парадному. На стене в круглой раме – портрет его отца Павла Петровича, ушедшего на тот свет с одобрения потомка. Некоторые предметы меблировки выполнил известный мастер Гамбс, запомнившийся по гарнитуру из романа Двенадцать стульев. Шикарные вазы помещены на высокие подставки для лучшей видимости.
Кабинет оснащен двумя письменными столами, хозяйским и секретарским, который торцом к стене, между вазами. На нем шкафчик для бумаг с бюстом Солона, выделяющимся темной окраской. Множество сувенирных вещиц, в основном посвященных победе над Наполеоном, украшают оба стола. Некоторые для сохранности накрыты стеклянными колпаками, отчего кабинет приобретает сходство с лабораторией.
Спальня, приписываемая Александру Первому
Екатерининский корпус в лице музейных сотрудников представляет помещение как императорскую спальню. Едва ли это так, скорее это типичная опочивальня высокородного аристократа. Помещение многофункциональное, судя по разнообразию меблировки, где заметна ширма, она же зеркало. За ней, в углу, рабочий секретер для письма и чтения, также приписываемый мастеру Гамбсу.
Под очень крупным живописным полотном – целый набор для отдыха или общения, диван на малахитовых сфинксах, стол, стулья и кресла. По диагонали от рабочего места находится и спальное, оригинальных очертаний кровать из орехового дерева. Между двумя красивыми вазами на высоких постаментах – корзина для грязного белья, хотя и интересно оформленная. Египетскую тему сфинксов продолжают подсвечники с египтянками по сторонами ложа.
Тему Древнего Египта в Европе оживил наполеоновский поход в эту страну, проникла мода и к победителям Бонапарта. Зоны отдыха, работы и сна соединены ковром во всю комнату, что подчеркивает универсальность помещения. Роспись стен и потолка здесь выполнена другим цветом, потому не столь заметна. В кадр не попал потолок, который путеводитель описывает как декорированный мифическими сценами.
Подогревальная, или кухня
Единственным хозяйственным помещением Екатерининский корпус имел Подогревальную комнату, где пищу не готовили, а только грели. Дополнительно к разогреву блюд кухня выполняла и выставочную нагрузку. Здесь экспонируется ценная коллекция фарфора производства российских мануфактур, опекаемых императорским домом. Причем в подсобном по сути помещении выставлена не самая ценная посуда.
Громоздкая печь занимает добрую половину помещения, при этом еще и топка вынесена в подвал. Невольно вспомнишь микроволновку, выполняющую дома те же функции. Два шкафа косвенного нагрева предназначались, скорее всего, для выпечки и сдобы. Для горшков, которые в старину были вместо нынешних кастрюль, использовалась варочная поверхность с отверстиями. Сейчас они заглушены, но одновременно можно греть 12 горшков.
Подогревальную настояла оборудовать Елизавета Петровна, непонятно почему желавшая иметь такое помещение. Можно было просто приказать доставлять горячим к столу, как позже и делали. Потому, наверное. Кухонное помещение не переделывали и оставили неизменной при всех хозяевах, что пережил Екатерининский корпус. Объект весьма поучителен в плане демонстрации нынешнего технического уровня.
Синяя гостиная и Желтый зал
Роль музыкального салона Екатерининский корпус делегировал Синей гостиной, где слишком насыщенный тон стен смягчается росписями на темы из Илиады. Главный предмет здесь – рояль орехового дерева питерского производства. Педали инструмента укреплены на конструкции в виде лиры, подобных символов в Синей гостиной немало. Ближайший видим рядом с роялем, в очертаниях боковин держателя для нотных альбомов.
Контур древнего инструмента угадывается в спинке стула для пианиста оригинального устройства. Возле неопознанного белого бюста в углу помещения мягкий стул со спинкой-лирой. Расставлены по комнате старинные предметы мебели, приметен округлый комод с левой стороны. Кроме тона стен, в гостиной все гармонично сочетается, от совпадающих по цвету паркета и мебели до декоративных ваз и росписей.
Екатерининский корпус завершается самым большим помещением – Желтым залом. Он служил местом торжественных приемов, балов и обеденным помещением для торжественных случаев. Экспозиция представлена сервированными столами, длинным общим и круглым десертным. Ценнейший фарфоровый Гурьевский сервиз, названный в честь графа, опекавшего Императорский фарфоровый завод, представлен подлинными предметами.
Сервиз из хрусталя, один из первых нашего производства, именовали Министерским. Помимо ценной посуды, зал украшают несколько картин, в том числе портрет в рост императора Александра Первого. Главное же украшение – подарок ему от Людовика Восемнадцатого, сменившего побежденного Наполеона. Это гобелен с картины Штейбена – Петр Первый спасает рыбаков на Ладоге, сенсация парижского Салона 1812 года.
При своей внешней непрезентабельности Екатерининский корпус несомненно удовлетворит посетителей своим музейным внутренним содержанием. Его посещением не стоит пренебрегать при визите в Петродворец, как сейчас именуют Петергоф. Многие его экспонаты уникальны и существуют в единственном экземпляре.