Открытая летом 2016 года экспозиция вооружения и военной техники посвящена послевоенным образцам, имевшим боевое применение. Театры военных действий, расположенные вне пределов СССР и России, видели наше оружие и военнослужащих неоднократно. Боевые столкновения после Второй мировой войны принято именовать локальными конфликтами, происходившими на фоне глобального противостояния – холодной войны. Условные Запад и Восток имели равные военные возможности, победителя наглядно определила экономика.
Участвовавшая в локальных войнах боевая техника выставлена на полосе территории, параллельной занятой вооружениями Великой Отечественной. Аналогичны ограждения площадок, подобным образом размещены экспонаты, но их существенно меньше. Открывается экспозиция вооружения и военной техники танками и бронетранспортерами, принятыми на вооружение начиная с середины прошлого века. Основной войсковой танк Т-55 показан на нашем фото, рядом найдете и 64-й, и 72-й. Уже и Т-14 хочет купить Индия, секретную Армату!
Пехотинцев тоже стремились защитить хотя бы противопульной броней, механизировать передвижение подразделений. Экспозиция вооружения и военной техники демонстрирует бронетранспортеры первых серий. На фото рядом с Т-55 показан БТР-152 на шасси автомобиля ЗИС-151, который при двух членах экипажа вмещал 19 пехотинцев. Правее – изделие Горьковского автозавода, БТР-40ЖД, на 6 человек плюс двое – экипаж. Создан в 1969 году в период обострения отношений с китайцами. За 5 минут превращается в ж/д дрезину, колесики с ребордами держат на рельсах, передвигается основными колесами.
От бронированных машин — к авиации
Экспозиция вооружения и военной техники дает возможность обозреть ход совершенствования боевых самолетов ведущих конструкторских бюро. Целой линейкой истребителей представлена компания МиГ – Микоян и Гуревич, перед войной выделившаяся из КБ Поликарпова. Артем Микоян, родной брат кремлевского долгожителя Анастаса Ивановича, был фигурой почти неприкасаемой. Да и самолеты этого КБ получались достойные, конкурентоспособные в мировом масштабе. Истребитель с бортовым номером 06 – реактивный первого поколения, МиГ-15.
Это был истребитель, тиражированный в рекордном количестве, более 15000 машин произвели заводы СССР, Китая, Польши и Чехословакии. Почти три года эти самолеты достойно сражались с американскими на стороне северян в Корейской войне. Именно здесь прошли первые в мировой истории воздушные бои реактивных истребителей. Рядом, с бортовым номером 66 – истребитель МиГ-17, по сути улучшенный вариант предыдущей машины. Применялся в боях вьетнамского конфликта, в арабо – израильских войнах в составе ВВС Египта.
Далее показаны две значительно различающиеся машины, слева с номером 09 – сверхзвуковой истребитель МиГ-21. Среди работавших на скоростях быстрее звука это самая массовая модель, кроме Советского Союза производилась в Чехословакии, Индии и КНР. Использовался во множестве военных конфликтов, иногда ими пользовались обе враждующие стороны. Множество этих истребителей третьего поколения еще стоят на вооружении двух десятков государств. Еще больше стран заменили эти машины на более современные.
Бортовой номер 14 стоит на машине с маскирующей раскраской, истребителе МиГ-23, имеющем ряд существенных отличий. Это верхнее расположение крыльев и их переменная стреловидность, установленные по бокам фюзеляжа воздухозаборные камеры. Самолеты активно закупались рядом государств, применялись во многих конфликтах между странами и в гражданских войнах. Известны случаи схваток этих самолетов, принадлежавших противоборствующим сторонам, несколько машин сбиты аналогами.
Те же Миги и самолеты Сухого
Общий вид шеренги отечественных истребителей охватывает и уже описанные машины, и ряд других. Представлен здесь МиГ-29, на фотографии почти заслоненный другими истребителями. Машину 4-го поколения начали использовать в войсках в 1983 году, пока остается в строю действующих. Отличается хищным силуэтом, двойным хвостовым оперением, воздухозаборниками под фюзеляжем и разнесенными двигателями. Остальные истребители шеренги представляют другого авиаразработчика, ОКБ имени П.О. Сухого, начавшего работу еще до войны.
Экспозиция вооружения и военной техники демонстрирует посетителям три боевые машины Сухого. Это истребители с индексами Су-15, Су-17 и Су-25, первый из названных был основой сил ПВО с конца 1960-х годов на протяжении трех десятилетий. Этот истребитель-перехватчик в 1983 году сбил южнокорейский пассажирский Боинг 747, на 500 км залезший в наше воздушное пространство из-за неверной настройки автопилота. Истребитель-бомбардировщик Су-17 создан в те же годы, но пока не снят с вооружения. Штурмовик Су-25 используется с 1981 года, уже не выпускается, но остается на боевом дежурстве.
Транспортник и вертолеты разного назначения и авторства
Самым крупным экспонатом, который экспозиция вооружения и военной техники разместила на своей площадке, является транспортник Ан-12. Его длина 33 метра, размах крыльев 38, взлетная масса 61 тонна. Способен перевозить 60 парашютистов либо 90 пехотинцев, в критических ситуациях эвакуации беженцев брал на борт свыше 280 человек. Имеет 4 турбовинтовых двигателя на высоко расположенном крыле, отличается большим грузовым люком в хвостовом торце. Приспособлен для десантирования парашютистов и бронированных машин.
Задумал самолет Олег Константинович Антонов, якобы учитывая замечание Хрущева о зарубежных транспортниках с четырьмя двигателями. Конструкция шасси позволяла использовать грунтовые и ледовые взлетные полосы. Самолет стал основным транспортным средством воздушно-десантных войск, активно используется МЧС и гражданским грузоперевозчиком. Только ураган в Минске 2016 года вывел из строя АН-12, построенный в Ташкенте в 1961 году, транспортники более поздней постройки эксплуатируются до сих пор.
Вертолеты Камова
Конструкторы Камов и Скржинский создали первый советский вертолет в 1929 году, тогда их называли автожирами. Придумали они и само обозначение – вертолет. Винтокрылые машины соосной схемы с двумя винтами экспозиция вооружения и военной техники представляет двумя модификациями. Многоцелевой Ка-26ЛЛ остался за кадром, на фото – противолодочный Ка-25ПЛО в голубом камуфляже. Эта машина была первым боевым вертолетом советского производства, первой предназначенной для корабельного базирования.
На одной оси работали два винта, вращаемые отдельными двигателями в противоположном направлении. На палубе для экономии площади лопасти винтов можно сложить в один сектор. Электрическая противообледенительная система предупреждает нарастание ледяной корки на лопастях винтов. Верхняя гондола с двигателями и редукторами – съемная, отличием является развитое вертикальное оперение в хвосте. Возле ограждения территории выставлена коллекция фугасных авиационных бомб ФАБ, используемых ВВС Советского Союза и России.
Вертолеты ОКБ Миля
Транспортный вертолет Ми-8Т камуфляжной окраски, с бортовым номером 68 имеет классическую компоновку с основным и хвостовым винтами. Несущий винт имеет 5 лопастей, рулевой – три. Это одна из самых массовых машин мирового вертолетостроения, производится и эксплуатируется более полувека. Выпуск продолжается, превысил уже 12 тысяч экземпляров. Типичное изделие двойного назначения, активно используется в военной и гражданской практике. Образец долголетия удачных технических решений и надежности.
Ударный вертолет Ми-24Д разработки ОКБ Михаила Миля создан сразу после появления американской Кобры АН-1. По распространенности превзошел самый массовый ударник США, АН-64 Апач – 3500 экземпляров против 2000. Состоит на вооружении более 60 армий государств мира. Неофициально именуется Крокодилом, отличается разделенными по вертикали кабинами и консолями для подвесного вооружения. Посетительницами выставки за необычный внешний вид прозван глазастым, по классификации НАТО именуется Лань.
Ми-24Д и другие модификации ударной машины серьезно вооружены, являются грозными боевыми единицами. Помимо курсового пулемета калибра 12,7 мм и противотанкового комплекса Фаланга, оснащается разнообразным подвесным стрелковым, пушечным и бомбовым вооружением. Возможно использование управляемых и неуправляемых ракет, в том числе воздух-воздух для самообороны. Кабина стрелка-оператора внизу, слегка выдвинута вперед. Выше расположена кабина пилота, в фюзеляже имеется десантный отсек вместимостью до десятка человек.
Завершается экспозиция вооружения и военной техники
Неплохо экспозиция вооружения и военной техники представляет современные системы буксируемой артиллерии – пушки, гаубицы, зенитку, миномет. Перечислять по маркам артиллерийские системы не имеет смысла, все они снабжены планшетами с необходимой информацией. Многим посетителям особо интересны самодвижущиеся пушки, не массивные бронированные САУ, а обычные с виду орудия. Они выполнены с дополнительным колесом-опорой и двигателем от тяжелого мотоцикла. Не маршевая система, но сменить позицию расчету гораздо легче.
Показав ряд разнообразных технических средств ведения боевых действий, экспозиция вооружения и военной техники завершается мажорно. Огромных размеров казарма – палатка символизирует бытовую сторону локальных войн, подчеркивает ее неприметная полевая кухня. Впрочем, временное жилище из современных материалов могло служить и медицинским пунктом, и штабным помещением. Однако медики имеют хорошо видимые обозначения, которых здесь нет, а командиров выдали бы устройства антенн.
Закончим на этом обзор средств ведения боевых действий советскими войсками, а чаще предоставляемых сторонам в различных локальных конфликтах. Казалось бы, холодная война закончилась красноречивым проигрышем одной из политических систем, одна из них исчезла. Что же сохраняет напряженность, почему Афганистан и Сирия до сих пор воюют? Почему постоянно вспыхивают напряженные ситуации вплоть до открытия огня в других регионах? Зачем делим террористов на плохих и не очень плохих, умеренных и неприемлемых?
Даже если случится невероятное, и люди перестанут воевать вообще, сохранять память о прошлом мы обязаны. Рассчитывать же на мирную перспективу можно, только обеспечив смыслом существования находящихся при оружии и его многочисленных изготовителей. Разоружение само по себе мира не обеспечит, людей надо занять деятельностью, дающей благосостояние. Однако не политические рассуждения – цель наших заметок, экспозиция вооружения и военной техники показана туристическим объектом. Приходите!