Чиновники продолжают искать виновных в том, что внутри страны перелеты стоят дорого. ФАС в конце сентября предприняла попытки разобраться в ценообразовании, запросив все необходимые документы от перевозчиков. Не стоит скрывать, что такие действия стали неожиданностью для самих перевозчиков и экспертов отрасли. Тем не менее, некоторые представители надеются на то, что в ходе проверок поднимут также и наболевшие проблемы, среди которых и доминирование на рынке «Аэрофлота», высокая стоимость топлива, слишком дорогое кредитование авиатехники.
Началось все с того, что в августе текущего года А. Алиханов, врио губернатора Калининградской области направил жалобу в ФАС, которая обозначала завышение стоимости авиаперевозки в Петербург и Москву из Калининграда. Дальше по цепочке информация дошла до президента уже с предположением, что виноваты в случившемся зарубежные GDS. Президент решил, что это мнение абсурдное, но все же дал приказ разобраться в ситуации.
Даже чиновники, относящиеся к Минтрансу, удивились тому, какими методами ведомство собралось выполнять прямой указ президента. Представителям ФАС пытались объяснить, что переложить вину на GDS не получится. Когда стало ясно, что нужно искать виновных в других сферах, взялись за перевозчиков и изучение их деятельности. Источник «Коммерсанта» считает, что представители ведомства не очень понимают, как работает GDS, какие задачи перед собой ставит и как их решает. Данные, которые обрабатываются в ФАС, взяты из разных областей, которые, по словам источника, не относятся к компетенции ФАС. Более того, адекватно и полностью сформировать ответ ведомству практически нереально.
По словам исполнительного директора «Авиапорта» О. Пантелеева, требования, связанные с отказом от рыночных инструментов ценообразования на авиабилеты похожи на «насилие над отраслью». Более того, он считает, что сведения, которые были запрошены, в дальнейшем могут использовать против самих же авиакомпаний.
Игроки рынка несколько удивлены тем, настолько странная мотивация выбора для проверки стоимости. Во внимание возьмут только пиковый сезон — апрель-август. Наблюдатели уверены, что получить, таким образом, полную картину не выйдет, потому что не учтено межсезонье, когда стоимость авиаперевозки снижается.
Со своей стороны юристы считают, что полномочия ФАС слишком узкие, им в целом запрещено вмешиваться в ценообразование. Но, есть ряд направлений, где не помешает расследование антимонопольной службы. По словам Д. Давыденка, генерального директора Центра защиты и помощи гражданам за рубежом, нельзя говорить о том, что есть сговор между системами управления и перевозчиками, так как для этого нет никаких аргументов. Эксперт считает, что есть только один перевозчик, на которого стояло бы обратить внимание — это «Аэрофлот».
«Аэрофлот» уже давно занимает лидирующие позиции вместе со своими «дочками». Больше половины рынка контролируется именно этой группой. Естественно при таких возможностях можно манипулировать стоимостью. Что касается остальных перевозчиков, они находятся на самой низкой ступеньке в рейтинге рентабельности. Давыдов не понимает, почему позволено «Аэрофлоту» ставить цену, которая в несколько раз выше, чем у других. Особенно много вопросов к «высоким» датам, к которым можно отнести 11 марта. Например, 4 билета бизнес-класса из Мюнхена у данного перевозчика обойдутся в 460 тысяч рублей, тогда как на следующий день аналогичные места будут стоять 200 тысяч. Если говорить о небольших компаниях, Давыденко считает, что нужно беспокоиться не столько о стоимости авиабилетов, сколько о надежности.
Что касается возможных административных мер, то вполне возможно их применение не только к «Аэрофлоту», но и к другим компаниям. Дело в том, что ФАС, по сути, получает карт-бланш, так как поручение разобраться с ценой поступило от В. Путина. По словам генерального директора юридической компании «Система Сервис» В. Вепренцева, ФАС может использовать несколько механизмов. Еще осенью 2014 года ведомством были утверждены и приняты в работу «Принципы экономического анализа практик ценообразования на предмет их соответствия Закону о защите конкуренции». Юрист напоминает, что этот документ нельзя относить к нормативно-правовым актам, так как он был создать в виде методички для внутреннего использования. Аналогичных документов нет.
Согласно закону «О защите конкуренции», основным нарушением является как раз образование необоснованно низкой или высокой стоимости товара или услуги. Вепренцев допускает, что нарушения могут быть обнаружены ведомством, так как каждый перевозчик предлагает разную цену на места в одном сегменте. Скорее всего, именно это и будут активно проверять. Ну и главная задача, которую нужно решить авиакомпаниям — доказать чиновникам, по какому праву они реализуют соседние места по разным тарифам. Смогут ли — покажет время.
Эксперты считают, что перед тем, как наказывать перевозчиков за завышение стоимости нужно подумать, почему стоимость топлива установлена на таком уровне, что дешевле заправиться где-то в Турции, недели в Москве. В России есть 2 монополиста, которые работают в сфере поставки авиатоплива. Один приближен к Лукойлу, а второй — к Газпрому. Рынок авиазаправщиков на 90% принадлежит именно им.
Согласно информации представителей Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта, только за прошлый год авиакомпании потеряли примерно 10 млрд рублей на обслуживании внутренних маршрутов, подорожал лизинг и аэропортовое обслуживание. С чего взяться низкой цене?
Как вы думаете, есть ли основания для снижения стоимости перевозки?