Святилище Ицукусима поэтично называют храмами, плывущими по воде. Синтоистское святилище Ицукусима-ма-дзингу по праву входит в сотню самых впечатляющих религиозных сооружений планеты, а знаменитые ворота Тории считаются одним из трех самых узнаваемых пейзажей Японии.
Храмовый комплекс официально признан национальным сокровищем Японии, а в 1996 году он был включен в список всемирного наследия ЮНЕСКО.
Легенда об основании святилища
Синтоитское святилище Ицукусима находится во Внутреннем Японском море на одноименном острове, который больше известен под названием Миядзима – остров Храма. Этот остров считался священным с давних времен и сам почитался как божество.
Древняя легенда гласит, богиня Солнца Аматэрасу Омиками и ее брат Сусаноо-но-микото встретились на Равнине высокого неба и произвели на свет богов и богинь. Сусаноо раскусил ожерелье сестры, и на свет появились пять богов мужского пола, Аматэрасу раскусила меч Сусаноо, и родились три божественные девушки.
Богини начали искать место, где они могли бы поселиться в тишине и единении с природой. И тогда Саеки-но-Курамото, правитель острова, получил знак свыше. Направляемый божественным вороном с Равнины высокого неба, он вместе с богинями отправился в плавание вокруг острова. Вместе они выбрали небольшую бухту и основали там храм, а трем богиням стали поклоняться как охранительницам императорской семьи, защитницам японской нации и покровительницам мореплавателей. Считается, это событие произошло в 593 году, когда императрица Суйко взошла на трон.
История храмового комплекса Ицукусима
Первое документальное свидетельство о святилище датировано 811 годом, когда Ицукусима была упомянута в хронике Нихон Коки в числе других знаменитых храмов. Свое великолепие святилище приобрело в XII веке, когда военачальник Тайра-но-Киёмори приступил к реконструкции храмового комплекса. В 1146 году этот сёгун получил пост управителя провинции Аки, и клан Тайра начал делать щедрые пожертвования для Ицукусимы.
В 1168 году Тайра-но-Киёмори заложил здание главного храма, строительство которого заняло несколько лет. Могущество клана Тайра возрастало, и вместе с ним росло значение построенного им святилища. Ицукусиму стали посещать знатные паломники, а том числе члены императорской семьи.
В 1207 году, а затем и в 1223 многие храмовые постройки были разрушены пожарами, а в 1325 – сильнейшим тайфуном. Во времена гражданских войн слава святого места достигла небывалого размера, несмотря на что, что был период, когда храм лежал в руинах после битвы при Ицукусиме в 1555 году. Впоследствии Мор Мотонари, выигравший битву, восстановил комплекс и придал ему былое величие.
Сейчас храм выполняет свое предназначение – на его территории по-прежнему проходят религиозные службы, церемонии и обряды, хранятся старинные рукописи и предметы искусства. В 1568 году здесь была построена театральная сцена, на которой по сей день идут представления японского театра но, звучит религиозная музыка, и демонстрируются ритуальные танцы.
Кажется, что Ицукусима неподвластна времени. Несмотря на то, что святилище почти полностью построено на воде и постоянно подвергается воздействию окружающей среды – соленой морской воды, штормов, тайфунов, посетители могут видеть все тот же храм, который был возведен 850 лет назад, практически в его первозданном виде.
Святилище Ицукусима – это уникальный образец японской архитектуры, неповторимый в своём роде. Разрушавшийся и снова возрождавшийся из пепла, почитаемый многими людьми, повидавший на своем веку немало могущественных правителей, талантливых строителей, великих людей, переживший разные исторические эпохи, в наши дни этот храм не только представляет собой великолепный образец японского искусства, но и символизирует дух японского народа.
Архитектура святилища Ицукусима
По счастью, несмотря на многочисленные реконструкции и смену правителей, после 1168 года все, кто занимался перестройкой комплекса, бережно сохраняли его первоначальный вид. Благодаря этому внешний облик храмового комплекса и поныне представляет собой великолепный образец японской архитектуры периода Хэйан (794-1185). Святилище построено в стиле Шиндэн, к которому относятся все аристократические постройки того времени, включая императорский дворец в Киото. И даже главный храм, построенный Мори Мотонари тремя столетиями позже, выдержан в едином архитектурном стиле с сооружениями времен Тайра-но-Киёмори.
Храмовый комплекс состоит из двух частей – внешней, включающей в себя 37 зданий, и внутренней, в которой насчитывается 19 зданий. Часть зданий комплекса построена на сваях прямо над водой, отчего кажется, что он плывет по водной поверхности. Усиливает впечатление визитная карточка Ицукусимы – ворота тории, которые стоят прямо в воде на некотором отдалении от берега.
Ворота тории
Самая знаменитая часть комплекса – грандиозные деревянные ворота тории, которые принесли Ицукусиме мировую славу.
Тории – это ритуальные врата, которые устанавливаются перед синтоистскими святилищами. Тории имеют П-образную форму и состоят из двух столбов по бокам, на которые опираются две перекладины. Традиционно они выкрашены в красный цвет и никогда не имеют створок.
Тории Ицукусимы поражают своими размерами – 16 метров в высоту и 12 метров в ширину, а длина перекладины достигает 23 метров. Современные тории были сооружены в 1875 году из камфорного дерева, но хроники упоминают о воротах, которые здесь стояли с XII века.
Во время отлива дно моря обнажается, и до ворот можно дойти пешком. Тысячи паломников и туристов со всех концов света спешат пройти через священные ворота и оставить на их столбах монетку. Считается, что это принесет удачу и благополучие, а загаданное желание непременно сбудется.
Мосты и переходные галереи
- Сори-баси (Арочный мост)
Арочный мост был построен в первой половине XIII столетия. В старину мост носил название «Мост императорских посланников», так как именно по нему посланцы императора попадали в Главное святилище по случаю больших праздников.
В 1557 году мост был реконструирован отцом и сыном Мори Мотонари и Мори Такамото, о чем свидетельствует надпись, сделанная на одном из столбиков ограждения. С тех пор мост несколько раз реставрировали.
- Наиси-Баси
Этот небольшой мост получил свое название от слова «наиси». Так в эпоху Хэйян называли женщин, обслуживающих Императорский двор. Они проходили по этому мосту, чтобы отнести приношения богам.
- Нага-баси (Длинный мост)
Длинный мост соединяет Усиро-зоно (задний двор) со святилищем Дайкоку. В документах эпохи Хэйян и эпохи Камакура такие мосты называются неподвижными или плоскими мостами. В те времена здания комплекса, построенные на воде, соединялись с сушей открытыми мостами без навесов. Именно в таком традиционном стиле построен и Длинный мост.
Как и Арочный мост, в «период воюющих провинций» Длинный мост был перестроен, в результате чего он стал значительно короче. Опоры моста выполнены из камня. В эпоху Эдо в южной части Усиро-зоно была построена комната для приношений, откуда дары по мосту доставляли в святилища.
- Восточный коридор
Восточный коридор тянется от входа в святилище, проходит через храмы Мародо и Асазайя к залу очищения главного храма. Коридор насчитывает 109 колонн с каждой стороны и имеет 4 метра в ширину. Половицы уложены без единого гвоздя, между ними есть небольшое расстояние для оттока воды. Для того чтобы половицы не поднимались водой во время высоких приливов и сильных дождей, сюда были перенесены старинные каменные фонари с набережной Микаса.
Вдоль коридоров висят бронзовые фонари, которые были изготовлены для святилища в начале XX века по образцу старинных фонарей 1366 года. В сокровищнице можно увидеть оригинальные фонари, отлитые из железа, посвященные Терумото Мори, внуку знаменитого Мотонари Мори.