Венский дворец Шенбрунн расположен перед одноименным холмом, где между двумя водоемами расположено еще одно строение. Это Глориетта – по сути триумфальная арка, придающая завершенность всему дворцовому комплексу с его южной стороны. Помимо украшения ландшафта, красочное сооружение знаменовало победное для Австрии окончание Семилетней войны, когда страна отстояла независимость от агрессивной Пруссии.
Построена Глориетта по замыслу архитектора дворца – Иоганна Фишере фон Эрлаха, но на 60 лет позднее, уже Фердинандом фон Хоэнбергом. Крытые колоннады по бокам продолжают в обе стороны более широкую центральную часть со смотровой площадкой наверху. Застекленная центральная часть вмещает парадное помещение, менявшее свое назначение с течением времени.
Глориетта дворца Шенбрунн – общий вид и детали
Высотный снимок, выполненный с южного направления, показывает взаимное расположение сооружений в парковом массиве, на нем Глориетта показана стрелкой от названия. Водоемы вблизи строения расположены выше самого дворца, они абсолютно симметричны по форме, как и газоны ведущей к Шенбрунну аллеи.
Подобные павильоны на возвышенностях обычно именуют бельведерами, однако для Вены это не применяется из-за названия одного из дворцов. Мы уже описывали похожие сооружения, это колоннада на Рейстне и храм Три Грации в Чехии, памятник советским воинам в Вене и в какой-то мере афинская Стоя Аттала. Для всех характерны протяженные колоннады, прямые либо изогнутые, и скульптурные украшения. Некоторые, в том числе и Глориетта, служат в качестве смотровых площадок
Центральный фасад, которым Глориетта обращен к Шенбрунну, начинается каскадом лестниц и балюстрад. Высокий портал на ¾ высоты занят тремя арками застекленных проемов, по бокам – неглубокие ниши с крупными вазами в них. Наверху скульптура орла с венком в клюве, водруженная на земной шар. Ниже и по бокам победной птицы – изображения военных трофеев в виде знамен и оружия.
Автором скульптурных украшений был Иоганн Хагенауэр, орла изваял Бенедикт Генричи. Между верхними эмблемами и арками проемов размещена памятная доска, информирующая о возведении сооружения в царствование Йозефа Второго и Марии Терезии. Императрица настояла на остеклении, и с 1790-го по 1910-й год оно существовало, затем было убрано. Восстановление прежнего вида датируется 1990-м годом.
Фасад периферийной части – портик с бычьими головами во фризе, с треугольным фронтоном, украшенным лепниной. Портик покоится на двух парах колонн, стоящих на высоких тумбах. Продолжением тумб являются балюстрады каменных перил, ограждающих боковые лестницы подъема на Глориетту.
Следующая фотография показывает внутреннее устройство аркады и внутренние своды образуемой ими крытой галереи. Пары колонн поддерживают малые портики, соединенные арками как вдоль, так и поперек строения. На потолке между поперечными арками – купольные своды полусферической формы.
Некоторые ракурсы и подробности
Полный общий вид одного из боковых строений, которыми Глориетта завершается с запада и востока, представлен на очередном фото. Средние площадки входных лестниц встречают посетителей символическими статуями в римском духе, с обилием боевого оружия и воинских доспехов.
Уже описанный фронтон бокового фасада имеет продолжение в виде стены, заканчивающейся карнизом и балюстрадой с вазами по периметру. Здесь отлично просматривается аркада на парных колоннах, соединяющая боковое строение с центральным. Виден уклон рельефа местности и перепад высот, увеличивающийся с понижением к периферии.
С южной стороны Глориетта дворца Шенбрунн в ее центральной части не столь величественна, особенно вблизи. Здесь нет таких величественных арок, как с севера, колоннада наружной стены словно повторяет боковые аркады. Остекление наполовину закрашено, что скрывает внутреннее убранство здания. Площадь перед входом внутрь занята столиками летнего кафе, гигантские зонтики пока в свернутом состоянии.
Довольно многочисленны посетители заведения, хотя видны и пока свободные или предварительно зарезервированные столики. Место вполне комфортно для отдыхающих посетителей громадного Шенбрунна, обход которого довольно продолжителен и несколько утомляет.
Чисто декоративная на первый взгляд, Глориетта внутри скрывает вполне респектабельный интерьер. Открывающие обзор Шенбруннского парка и самого дворца огромные окна разделены парными колоннами и украшенными лепниной арками. Белыми розетками усыпан потолок зала, ниже на внутренней стене – пара орлов, устремившихся навстречу друг другу и увенчанных общей короной.
Вполне очевидна символика супружеской пары Марии Терезии и ее мужа, точно так же орлы олицетворяют и императора Франца Иосифа с Елизаветой Баварской, прозванной Сисси. Именно Франц Иосиф любил завтракать в этом помещении, для этого в его времена снаружи устраивалась летняя кухня. Свободные столики есть и здесь, посетители выбирают места возле окон из-за открывающегося пейзажа.
Окрестные виды
Со стороны южного входа и летних наружных столиков Глориетта окружена травяным газоном с обсаженной деревьями аллеей, выходящей к декоративному водоему.
Второй водоем, по форме зеркально повторяющий предыдущий, наблюдают посетитель внутреннего ресторана. Далее виден сам дворец Шенбрунн и снующие вокруг него посетители. Значительный высотный перепад зрительно сильно уменьшает величественный комплекс, издали не производящий грандиозного впечатления. Если доведется посетить эту выдающуюся достопримечательность Вены, можно будет сравнить впечатления.
Заканчивая небольшой обзор сопутствующего дворцу Шенбрунн строения, хочется отметить его уместность на холме и живописность. Глориетта украшает ландшафт и служит отличной прелюдией к его посещению. Точно так же пригодна она и для отдыха после экскурсии, а при отсутствии желания осматривать дворец сама достойна быть объектом туристического интереса.