Восстановленная в середине прошлого века Стоя Аттала, ограничивающая с востока античную Агору – крупнейшее здание Афин. Считается прообразом современных торговых центров как по устройству, так и по организации процесса. Вмещает Музей античной Агоры с собраниями скульптуры, керамики и других предметов быта, монет и украшений. Стоя Аттала в оригинальном варианте была построена за 150 лет до нашей эры на средства правителя Пергамского царства и подарена Афинам в память о его обучении в одной из философских школ.
Высотный снимок, выполненный беспилотным аппаратом, позволяет сравнить размеры описываемого сооружения с городскими домами и другими строениями. Стоя Аттала не только превосходит по протяженности храмы Акрополя, но сравнима и с размерами самого холма. Здание расположено в направлении с севера на юг, далее в южном направлении виден Акрополь. Это уже второй подобный подарок владык Пергама, предыдущая Стоя Эвмена скрыта за холмом, она протянулась между двумя театрами на южном склоне холма Акрополя.
Пергамское царство возникло на западной части территории нынешней Турции в 283 году до нашей эры, при распаде империи Александра Македонского. Аттал II Филадельф правил Пергамом в период ослабления государства, однако продолжал курс предшественников на покровительство искусствам и наукам. Его наследник и тезка, будучи бездетным и предвидя римскую гегемонию, отписал царство могущественной империи в собственном завещании. Стоя Аттала была обнаружена археологами в середине XIX века, а спустя столетие восстановлена практически в прежнем виде на средства Рокфеллеров.
Северный торец восстановленного здания поставлен на сохранившиеся фрагменты стен первоначального строения. Выступающий наружу фасад скрывает внутреннюю лестницу на второй этаж, такие переходы Стоя Аттала имеет с обеих оконечностей. Древние камни стали ареной деятельности любителей граффити, они же разрисовали вагоны городской железной дороги.
На переднем плане видны развалины более поздней Агоры – римской, сохраняемые в неприкосновенности наравне с руинами греческой торговой площади. Их тоже можно рассмотреть среди растительности, позади вагончиков.
Стоя Аттала на схеме и в натуре
Взаимное расположение различных древних объектов рассматриваемого района Афин изображено на прилагаемой схеме, где Стоя Аттала выделена ярким тоном. Для ориентировки на рисунках приведена шкала компаса с жирной северной стрелкой. В правом верхнем углу информационного планшета размещена схема помещений, проходов и колоннад здания со шкалой масштаба, позволяющей определить истинные размеры сооружения. Посетителям, знающим английский либо греческий языки, доступен пространный пояснительный текст, но основные моменты вполне понятны из чертежей.
Конструктивно Стоя Аттала является крытой двухэтажной колоннадой с запада и сплошной стеной с востока, открытая часть обращена к Агоре. Хорошая, ясная погода облегчает туристам проверку правильности ориентации по сторонам света, но затеняет детали сооружения. Среди зеленеющих деревьев и стриженных кустов стоят и лежат фрагменты колонн.
Помимо выполнения функций торгового центра, Стоя Аттала была местом прогулок и отдыха на скамейках, деловых и личных встреч. Отсюда горожане наблюдали за праздничными шествиями и другими мероприятиями.
Широким проходом и ограждающей стеной Стоя Аттала отделена от рыночной площади, развалины сооружений которой скрыты густыми древесными кронами.
Посетители находящегося в здании музея могут прогуляться в тени, отбрасываемой высоким строением на протяжении жаркого светового дня. Вдоль каменной стены ограждения выставлены громоздкие экспонаты большого веса, в основном детали декора. Здесь части колонн – основания и капители , постаменты памятников и подставки статуй. Красота резьбы по камню привлекает многих туристов.
Сама колоннада с прохода доступна для осмотра наилучшим образом. Колонны нижнего яруса принадлежат к дорическому ордеру – не имеют оснований внизу, наверху заканчиваются простейшими капителями. По римской традиции желобки – каннелюры выполнены не на всю высоту стволов колонн, чтобы не повредить их при перемещении товаров в здание. Меньшей высоты колонны верхнего яруса относятся к ионическому ордеру, судя по капителям с завитками (волютами). Опорный пояс, на котором покоится Стоя Аттала, используется туристами для отдыха.
Музей древней Агоры
Как и на схематичном изображении, на фотоснимках видны некоторые из 21 дверей помещений Стоя Аттала каждого этажа. В древнем варианте за каждой дверью располагалось отдельное помещение, используемое как торговая лавка. Городская казна древних Афин получала доход от сдачи в аренду своих торговых площадей предприимчивым купцам. Один из проемов в наши дни занят билетной кассой, пополняющей казну греческой столицы платой современных туристов за посещение Стоя Аттала с музеем Агоры. Вдоль стен и между колонн первого этажа размещены наиболее древние из найденных при раскопках скульптур.
Стоя Аттала после восстановления изолированных помещений уже не содержала, они были объединены в один длинный зал. В нем расположены выставочные витрины музейной экспозиции находок археологов, обнаруженных при раскопках.
Среди многочисленных экспонатов – изделия из глины и терракоты, стекла и камня, металла и керамики. Это вазы и сосуды других форм и назначения, разнообразные скульптуры – от бюстов и одиночных фигур до групповых изображений. Есть собрания украшений, в том числе драгоценных, нумизматическая коллекция, предметы повседневного обихода.
Особенно представительна коллекция керамических изделий, собранная при проведении археологических исследований территории античной Агоры. Здесь встречаются изделия из разных регионов Греции и сопредельных государств, попавшие в Афины в ходе оживленных торговых операций.
Сосуды часто восстанавливались из отдельных фрагментов ввиду исходной хрупкости материала. Греческие кувшины, вазы и блюда легко опознать по традиционному облику – коричневому рисунку на черном фоне, часто украшены и характерным орнаментом.
Экспозиция ювелирных изделий и монет несколько скромнее, наиболее ценные вещи по понятным причинам содержатся в более серьезных и надежных хранилищах. Однако и представленные украшения дают представление об уровне мастерства при обработке металлов, в том числе драгоценных.
Древние ювелиры владели не только простейшей ковкой, но и другими способами обработки. На экспонируемых изделиях просматривается использование чеканки и гравировки, штамповки и литейного процесса. Не все кольца и браслеты сохранили правильную форму, но это и невозможно в условиях утраты и длительного пребывания в тяжелых условиях.
Работа археологов не ограничивается поиском древних артефактов и их аккуратным извлечением из грунта. Проводятся исследования, направленные на установление времени производства того или иного изделия. Датировка осуществляется на основе сравнительного анализа примененных материалов, красок и типа рисунка, применяются современные методы анализа состава и времени происхождения сырья.
Одно из древнейших имеющихся в экспозиции изделий – полая статуэтка обнаженного юноши, используемая древней модницей как емкость для косметических масел. Определена примерная дата ее производства, это произошло в 540-м году до нашей эры.
На втором этаже Стоя Аттала содержит в основном скульптурные изображения римского периода греческой истории. Преобладают в экспозиции бюсты мужчин и женщин – изображения головы человека и верхней части туловища. Но последнее – не догма, часто ограничиваются шеей либо ключицами.
В осматриваемой экспозиции отдельная витрина выделена под полноценную жанровую скульптуру. Статуя хохочущего лесного духа – сатира, держащего за рога барана, выполнена из мрамора за 150 до нашей эры, уже в период подчинения греческих полисов могущественным римлянам.
Скульптуры римского периода размещены также в атриуме второго этажа Стоя Аттала – вдоль стены и возле колонн внутреннего ряда. Эти колонны – ионического ордера, тогда как во внешнем ряду установлены, как и на первом этаже, дорические. В дальнем торце протяженного атриума виднеется арочный выход на лестницу, по которой посетители спускаются к выходу из здания.
Находясь внутри Стоя Аттала, туристы по достоинству оценивают продуманное устройство древнего торгового и общественного центра. Конструкция обеспечивает защиту от осадков, а в жару здесь прекрасное проветривание без всяких кондиционеров.
Стоя Аттала была разрушена временно захватившими Афины германскими варварами (герулами) в 267 году нашей эры. Воссоздание грандиозного здания на старых фундаментах, в прежних размерах потребовало значительных затрат, но они оправданны. Миру сохранен облик центрального строения древних Афин, а в музее – материальные свидетельства жизни первого демократического общества.