Прошлым летом те, кто предлагал туристам организовать рафтинг на сочинских курортах, были вынуждены вести деятельность под новыми именами. В общем, на данной территории работало 5 больших компаний, которые между собой поделили рынок. Однако в связи с ужесточением законов одна из них вовсе была вынуждена прекратить деятельность.
Представители экстремальных видов развлечений считают, что сейчас их деятельность под вопросом из-за давления проверяющих ведомств. Туристический бизнес пока не понимает, чем руководствуются чиновники — безопасностью туристов или иными мотивами.
Что с безопасностью?
Вскоре после того, как произошла страшная трагедия на Сямозере в Карелии, начались строгие проверки сочинских компаний, которые занимаются организацией рафтинга. Инспекции настигли не только организаторов отдыха для юных туристов, но и тех, кто работает с взрослыми экстремалами. От руководителя одной из компаний, занимающихся организацией сплавов по реке Мзымта, А. Баталова удалось узнать, что такие проверки уже давно являются редкостью, потому и удивляют.
Волна возмущения возникла потому, что ни Водный кодекс России, ни другое российское законодательство не содержит жестких требований к квалификации инструкторов. Также нет информации об экипировке. Проверяющие даже не стали интересоваться мерами по обеспечению безопасности в рафтинговых компаниях. Естественно, то что не контролируется, не будет соответствовать всем стандартам. Для чего стараться, если никто не проверяет?
С другой стороны Баталов спешит сообщить, что многие видят иную задачу, которая была поставлена чиновниками — прикрыть на время бизнес под любыми надуманными формальными основаниями. Гораздо проще запретить деятельность, пусть и не напрямую, чем внедрять и разрабатывать специальный регламент для работающих в сфере рафтинга и других видов активного туризма.
Кто владеет водами?
От регионального Росприроднадзора поступило требование рафтинговым компаниям о предоставлении договора на использование вод. Ранее все проверяющие инстанции были согласны, что достаточно и контракта с сочинским национальным парком и пакета документов, свидетельствующего о разрешении оказания данного вида услуг. Водный кодекс Росси указывает, что договор водопользования не требуется во время эксплуатации маломерных судов. Как раз катамараны и рафты можно отнести к небольшим суднам.
Несмотря на это, в октябре прошлого года судом был вынесен запрет 4 сочинским предпринимателям заниматься деятельностью, которая связанна с самовольным перекрытием реки Мзымта. Предприниматели пытались доказать свое право в суде, но результата не было.
Обязательность договора сейчас пытаются оспорить рафтинговые фирмы. Естественно, договор предусматривает еще и дополнительные платежи. Если говорить о микробизнесе, такие платежи просто непосильны. Организаторы рафтинга в Сочи не имеют даже юридических лиц, все работают в форме ИП.
Летом текущего года 3 из 4 пострадавших фирм смогли вернуться на рынок. Для этого они просто перерегистрировались на другие лица. Но, много пользы от прошедшего сезона получить не удалось. После того, как суд признал деятельность незаконной, сотрудничество с предпринимателями прекратили такие большие курорты, как «Горки Город» и «Роза Хутор». Более того, рафтинг перестал мелькать в рекламе курорта, что удорожает и усложняет продвижение направления на рынке. Андрей Баталов уточняет, что все фирмы, предлагающие рафтинг, работают, по сути, от проверки до проверки, последняя из которых их просто закрывает.
Если вспомнить события лета 2016 года, то стоит обозначить, что одна рафтинговая компания не получила никаких претензий от чиновников. Административного дела не было, штрафов тоже, хотя она, как и все, не заключала никаких договоров. Эксперты начали задумываться, не хотели ли просто убрать лишних с рынка.
Кто дальше?
Административный каток прошелся не только по рафтинговым фирмам, так как не одни они занимаются организацией экстремального отдыха.
Раньше уже говорили о том, как были поставлены непосильные условия компаниям, занимающимся джип-турами. Последние в большинстве своем предлагали отечественные авто, которые переделывались, чтобы обеспечить хорошую проходимость. На такие действия пришлось пойти потому, что окупить иномарку слишком тяжело. Но, организаторы стали натыкаться на ГИБДД. Машины часто арестовывали, так как согласно закону вносить изменения в конструкцию запрещено. Компании, которые предлагали услуги в Сочи были вынуждены переехать в Абхазию.
Эксперты не гарантируют, что ближайшее будущее будет спокойно и для других компаний, чья деятельность может быть потенциально опасной из-за высокого риска травматизма. Вопрос сложный, так как риск имеется даже в случае с конным спортом. Единственное, что сейчас может спасти предпринимателей — специальные регламенты и стандарты, которые смогли бы четко оговорить все требования. Этот регламент также гарантировал бы большую защищенность и добросовестную конкуренцию. Сейчас, когда большинство уверены в безнаказанности, удешевить услуги путем экономии на всем проще простого.
Андрей Баталов уточнил, что все же есть некоторый просвет в разработке стандартов, но пока речь идет только о региональном уровне. Сочинская администрация дала предварительное согласие содействовать в подготовке регламента по рафтингу в том числе и Баталову. Чиновники пока не дают официальных комментариев по поводу сложившейся ситуации.