Последнее время много новостей связаны с крахом «ВИМ-Авиа». Очередным шагом Росавиации на пути к совершенству является изменения метода проверок авиакомпаний. Чтобы обеспечить максимально качественный контроль, предлагается в перечень ведомств, которые принимают участие программе «Реформа контрольной и надзорной деятельности», внести регулятора.
Это стало известно от «Известий» вчера, 9 октября. Согласно информации издания, соответствующая информация поступила от министра по вопросам Открытого правительства М. Абызова. Объекты, которые будут проверять, планируют поделить на 6 категорий опасности. Те, кто возглавит список и окажется в первых 3 классах риска, будет проверяться на регулярной основе. Только своевременные проверки могут вовремя указать на проблему. Что касается компаний среднего и умеренного риска — они могут ожидать проверяющую инстанцию не чаще, чем раз в период, предусмотренный каждым видом государственного контроля. Счастливчики, которые смогут доказать свою принадлежность к 6 классу опасности смогут забыть о страхе перед проверками, так как их не будут проводить.
Главный вопрос, какими критериями будут руководствоваться во время определения категории опасности? В СМИ можно найти пока только заявления первых лиц, но общественности не предоставлен нормативный документ, четко объясняющий новые правила. Наблюдатели считают, что можно рассчитывать на то, что регулятор уделит основное внимание не только технической оснащенности авиакомпании, но и достоверности данных о его финансовом состоянии. Разработать все до уровня нормальной деятельности достаточно сложно. Эксперты напоминают, что для этого Росавиация должна располагать соответствующим функционалом и штатом специалистов, занимающихся аудитом.
Более того, по мнению участников рынка, нужно вносить коррективы в градацию, которая предлагается ведомством. По словам вице-президента международной компании Aviareps, Роберта Оболгогиани, публичное оглашение ненадежности той или иной компании нанесет еще более серьезный удар. Это как в банковской системе, если один из банков признают ненадежным, часть клиентов быстро уйдет. В такой ситуации есть опасность субъективной оценки. Проще говоря, нововведение может стать способом легкого манипулирования авиакомпанией. К сожалению, исключать такую возможность в нашем воздушном пространстве не стоит. Крупные перевозчики могут использовать новые правила в конкурентной борьбе.
Предположения о том, что нужно усилить контроль авиакомпаний и их финансово-экономического состояния поступило от министра транспорта России М. Соколова. Если продумать все четко и корректно, то в случае неудовлетворительных показателей именно регулятору будет дано право вмешаться в деятельность перевозчика, который попадает в группу риска. Если проверки покажут, что финансовое состояние перевозчика неудовлетворительное, стоит задуматься о лишении права на продажу билетов. В отдельных случаях может идти речь даже о лишении лицензии.
Как вы думаете, сможет ли регулятор защитить туристов от проблем с перевозчиками? Как это будет работать на практике?