Российская глубинка хранит подчас настоящие шедевры архитектуры, пример тому – Казанский женский монастырь в Вышнем Волочке. На территории обители расположены несколько религиозных строений разнообразного устройства, не похожих друг на друга. Мирянам доступ в монашеские ворота открыт официально только по воскресеньям и праздникам, однако есть сведения о возможности посещения и в другие дни.
Оказавшимся в Тверской и Новгородской областях не следует жалеть времени, чтобы посетить Казанский женский монастырь в Вышнем Волочке. Своеобразие и красота православных храмов здесь представлена удивительно разнообразными зданиями, ансамбль невиданный в поселениях столь малого масштаба. Здесь есть и скромные часовни с одним куполом, и пятиглавый собор, и собор с многоглавым завершением, и скромная домовая церковь.
Именно домовая церковь Боголюбской иконы Божьей Матери встретит входящих в калитку южных монастырских ворот, отделяющих территорию обители от городской улицы. Даже сами ворота достойны внимания за лаконичный орнамент, а прежде всего – за росписи на библейские сюжеты на опорных столбах. Православный крест на створке словно указывает на икону Богородицы над церковным входом, зажатым между корпусом настоятелей, бывшей больницей и пятиглавым собором.
Чем удивляет Казанский женский монастырь в Вышнем Волочке
Упомянутый пятиглавый собор покажем ближе к концу обзора, проходная арка в домовой церкви выводит к центральному и самому необычному храму обители. Свое название собор иконы Божьей Матери Казанской, как и сам Казанский женский монастырь в Вышнем Волочке, обрел в честь утраченной старинной часовни, хранившей чудотворный список этого образа. Создавал здание известный архитектор Каминский, автор часовни Пантелеймона в столице. Здание храма столь своеобразно и привлекательно, что его следует осматривать с нескольких ракурсов.
Через узкий промежуток между настоятельским корпусом и соседним монастырским зданием собор виден лишь частично. Угадывается крестообразное основание строения, видны западный и южный портики, крупная ротонда под центральным куполом. Весьма представительно в плане использования декоративных элементов оформление фасада портика, доступного обзору. Арки, колонны, балюстрада и башенки с куполами на крыше с сочетании с монументальной ротондой выглядят впечатляюще. Запоминается облик простых зданий, стены которых содержат крупные изображения святых.
Казанский собор и часовня в память блаженной
Обзор и фотография Казанского собора с юго-восточного направления подтверждает наличие четырех порталов, идентичность их оформления. Однако это фото не вносит ясности по общему количеству куполов храма, больших и малых. Четко видны главный в центре, четыре среднего размера в местах соединения лучей креста контура. На фасадах порталов по две башенки с малыми куполами, а на удлиненном западном их четыре. Расшифровать значение 15 глав православного храма нам оказалось не под силу.
С выбранного направления осмотра видна часовня, которая украсила Казанский женский монастырь в Вышнем Волочке намного позднее других строений, в 1999 году. Построена она над захоронением чтимой в этой местности блаженной Любушки Сусанинской, которая скончалась в обители в 1997 году. Освящена часовня в честь Веры, Надежды, Любови и их матери Софьи, известных персонажей православия. Левее собора и часовни виден трехъярусный храм, совмещенный с колокольней, размеры которого сильно уменьшены прямой перспективой фотографического изображения.
Церковь с колокольней
На самом деле это самое высокое из строений, украшающих Казанский женский монастырь в Вышнем Волочке. Это хорошо видно на заглавной и заключительной фотографиях нашей публикации. Церковь преподобного Ефрема Сирина и Неонилы мученицы построена на средства их тезок Сивохиных, здесь же и похороненных. Автором постройки, предположительно, также является Каминский, судя по характерным деталям оформления.
Церковь-усыпальница имеет в основании четверик из 2-х этажей, на втором расположено молитвенное помещение. Много меньше четверик второго яруса, еще меньше верхний восьмигранник, оба они являются ярусами звонницы. Два перепада поперечного сечения оборудованы смотровыми площадками, огражденными балюстрадами, где есть возможность круговой прогулки. Рядом с церковью виднеется часовня, построенная над источником, или Надкладезная.
Боголюбский, или Андрониковский собор
Пятиглавый храм продолжительное время был местом пребывания бесценной реликвии, которую сохранял Казанский женский монастырь в Вышнем Волочке. Почитаемая чудотворной икона Андрониковой (Боголюбской) Божьей Матери якобы была домашней святыней императора Византии Андроника Третьего Палеолога, правившего в XIII веке. Спасенная при борьбе Греции за независимость XIX века, реликвия была передана императору Николаю Первому и хранилась в Зимнем дворце и Троицком храме.
Переданная в 1877 голу в Казанский женский монастырь, икона удостоилась строительства отдельного храма. Фантазировать с изобретением названия не стали, именоваться новый собор стал в честь своего главного сокровища. Конструктивно Боголюбский (Андрониковский) собор предстает традиционным православным храмом, пять глав – символы Христа и евангелистов увенчаны световыми барабанами и позолоченными куполами. Алтарная апсида на востоке и вход с западной стороны, все как обычно.
Что характерно для многих строений, составляющих Казанский женский монастырь в Вышнем Волочке, это украшение стен зданий крупными святыми образами. Это же наблюдается в именном соборе знаменитой иконы, не видно только ее изображения, как нет самой иконы внутри. Пережив революцию и гражданскую войну, уцелев в Великую Отечественную, древний святой образ был банально украден в 1984 году. Сейчас местонахождение иконы Анроника Палеолога неизвестно, остался лишь собор ее имени.
Интерьер обворованного собора
Насколько традиционен Андрониковский собор снаружи, столь же он внутри непривычен для православных, да и любых других посетителей. Архитектор Марков, для которого этот храм был далеко не дебютной постройкой, при внутреннем оформлении отошел от привычных образцов. Удивляет полное отсутствие алтарной преграды, нет ни привычного иконостаса, ни каких-либо решеток или балюстрад. Алтарное пространство лишь приподнято над уровнем пола храма, а алтарь находится на виду у прихожан.
Памятуя о древнейшем происхождении чудотворного образа, авторство которого приписывалось евангелисту Луке, зодчий обратился к интерьеру храмов раннего христианства. В подземных святилищах гонимых последователей христианского учения службы велись на гробницах погибших мучеников за веру, поднятых над поверхностью пола. Так же были устроены первые наземные храмы, отделять алтарь преградой стали позднее. В этом Боголюбский собор является уникальным случаем возврата к прошлому.
Уникальность внутреннего убранства Боголюбского (Андрониковского храма, неповторимый наружный облик Казанского собора, другие религиозные объекты делают Казанский женский монастырь в Вышнем Волочке значимым во всей православной культуре России. Редко где встретишь подобное многообразие религиозной архитектуры, сконцентрированное на небольшой территории. Приводимая в заключение обзора высотная фотография позволяет наглядно убедиться в красоте и разнообразии сооружений, составляющих комплекс застройки этой обители.
На этой фотографии легко опознаются все названные ранее объекты, начиная от златоглавого храма в честь пропавшей иконы. Рядом виднеется арка домовой церкви, уже изнутри, и Настоятельский корпус. В центре – Казанский собор с темными куполами и часовня на могиле Любушки, правее церковь Ефрема Сирина и мученицы Неонилы, перед ней – часовня над источником.
Даже приличная отдаленность населенного пункта от крупных магистралей и его провинциальная неустроенность не умаляют культурного и религиозного значения, какое имеет Казанский женский монастырь в Вышнем Волочке. Видится неоправданным, что такой уникум является только регионально значимым культурным объектом по официальной классификации. Отзывы согласных с высказанным мнением стали бы неким голосованием, способным повысить статус замечательного монастыря.